Порядок регистрации: 1) регистрируетесь на форуме 2) посылаете свой ник на емайл rootaria гав gmail.com 3) мы вас активируем в ручном режиме в разумный срок. Увы - это защита от спама и вынужденная мера.

Текущее время: Вт июн 04, 2024 18:29

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 527 ]  На страницу Пред.  1 ... 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21 ... 27  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: История Самарского трамвая (+)
СообщениеДобавлено: Пт сен 03, 2010 18:39 
Не в сети
Администратор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср ноя 23, 2005 02:06
Сообщения: 12640
Откуда: Куйбышев / Самара
Laser писал(а):
Достаточно подробная история самарского трамвая была бы не полной без упоминания истории конки.

Трамвай и конка - это абсолютно разные виды транспорта. Тем более в Самаре, где конка была сам по себе дешевая, но для богатых, а трамвай был сам по себе дорогой, но для быдлятины. История трамвая не потеряла бы вообще ничего, если бы Тархов не написал про конку. Между разделами о конке и о трамвае в книге практически нет связей. Так что я тоже не совсем понимаю, зачем в книге о трамвае нужна статья о конке.

_________________
"В тоннеле пахло выхлопными газами от тяжелых грузовых машин. Шофер ворчал, что грузовики теперь стали длиннее товарных вагонов, никак их не обойдешь, попробуй тут соблюсти график. И когда наконец выстроят второй тоннель?" © Л. Карлье


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Конка
СообщениеДобавлено: Пт сен 03, 2010 19:23 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср май 30, 2007 14:38
Сообщения: 422
Откуда: Самара
Pro-man писал(а):
Трамвай и конка - это абсолютно разные виды транспорта.

В Самаре - да, разные (об этом подробно разъяснил Павел). Однако эл. трамвай в последствии использовал трассу конки на некоторых участках.
А вообще сама по себе конка (гужевой трамвай) - это предшественник эл. трамвая. Во многих системах просто электрифицировали линии конно-железной дороги, превратив их в более прогрессивный вид транспорта. Зачастую в переходной период на одних и тех же линиях могла использоваться как гужевая, так и электротяга (паровая, бензомоторная и т.п.)...


Последний раз редактировалось Laser Пн сен 06, 2010 09:03, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История Самарского трамвая (+)
СообщениеДобавлено: Сб сен 04, 2010 19:45 
Не в сети

Зарегистрирован: Пт дек 29, 2006 10:05
Сообщения: 857
Откуда: Самара
По поводу улицы Ленской. Да, скорее всего въезд в Городское депо - это как раз и есть линия бывшей улицы Ленской. Вот здесь: http://s46.radikal.ru/i111/1009/7d/bb9c21c27860.jpg - синим цветом провёл примерную трассу улицы Ленской. Кстати, здание по Мичурина 15Б (выделено красным) возможно раньше имело адрес по Ленской, так как здание старое. Сейчас в нём супермаркет "Ананас" и бар "Боцман".


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: улица Ленская
СообщениеДобавлено: Вс сен 05, 2010 08:38 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср май 30, 2007 14:38
Сообщения: 422
Откуда: Самара
ViktorRy писал(а):
"Хлебная пл. - Молоканский сад (Полевая)" - 5400 м;
"угол Молодогвардейская/Л. Толстого - Вокзал" - 1250 м;
"Молоканский сад (Полевая) - Постников овраг" - 4150 м

Вокзальная линия проходила от угла Самарская/Л. Толстого до Вокзала ~ 1150 м

KDG писал(а):
По поводу улицы Ленской. Да, скорее всего въезд в Городское депо - это как раз и есть линия бывшей улицы Ленской

через улицу Мичурина к улице Ленской можно было пройти и к базару Цыганка. Улица Ленская соединяла базар Цыганка и трамвайное депо, расположенное на улице Полевой
http://oldsamara.samgtu.ru/part_3/page_ ... ge03a.html


Последний раз редактировалось Laser Вс сен 05, 2010 16:27, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Конка
СообщениеДобавлено: Вс сен 05, 2010 10:44 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср май 30, 2007 14:38
Сообщения: 422
Откуда: Самара
Привокзальная площадь 1910 г. (возможно дата снимка неточная)
Изображение
коночные пути по улице Москательной (тупик)
Здание в центре фото (в строительных лесах) техническое училище.
в 1907 году к старому зданию с двух сторон был сделан пристрой. В одном из них было предусмотрено помещение для домовой церкви


Конка на привокзальной площади 1910-13 г.
Изображение

Если внимательно сравнить эти фото, то непонятно, каким образом проходил коночный путь мимо 2х этажного здания на заднем плане (с острым чердачным окном) справа или слева :?:


Последний раз редактировалось Laser Вс сен 05, 2010 18:33, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Конка
СообщениеДобавлено: Вс сен 05, 2010 18:25 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб мар 28, 2009 20:45
Сообщения: 1342
Откуда: Самара
Laser писал(а):
.. коночные пути по улице Москательной (тупик)
Кстати, тупиков коночных путей два (на первом снимке справа видно кончик рельса второго пути).
Т.е. на привокзальной площади могло находиться сразу два экипажа без задержки.

Laser писал(а):
.. Если внимательно сравнить эти фото, то непонятно, каким образом проходил коночный путь мимо 2х этажного здания на заднем плане (с острым чердачным окном) справа или слева :?:
По-моему, этот дом стоит на чётной стороне ул. Полевой продольной (ул. Михаила Агибалова). Полагаю, линия конки прямо перед этим домом сворачивала влево почти под прямым углом на Полевую, метров 40 шла по Полевой, далее сворачивала вправо под прямым углом на Москательную.
Кроме того, выходит, что в те времена ул. Москательная выходила на площадь с юга, а не с запада, как сейчас (иначе бы она шла как раз по дому с треугольным чердаком).

Вот иллюстрация к вышесказанному: [url]http://maps.yandex.ru/?ll=50.118401%2C53.18672&z=17&l=sat&rl=50.1196455%2C53.18688603~-0.00127673%2C0.00000644~
-0.00013947%2C-0.00001933~-0.00009656%2C-0.00006444~-0.00012875%2C-0.00016756~
-0.0001502%2C-0.00006444~-0.00020385%2C-0.00000644~-0.01435518%2C0.00342184/[/url]


Последний раз редактировалось ViktorRy Пн ноя 28, 2011 18:46, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Конка
СообщениеДобавлено: Вс сен 05, 2010 18:38 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср май 30, 2007 14:38
Сообщения: 422
Откуда: Самара
ViktorRy писал(а):
тупиков коночных путей два (на первом снимке справа видно кончик рельса второго пути).
Т.е. на привокзальной площади могло находиться сразу два экипажа без задержки

Я полагаю, что так было на всех тупиковых станциях
Цитата:
дом стоит на чётной стороне ул. Полевой продольной (ул. Михаила Агибалова). Полагаю, линия конки прямо перед этим домом сворачивала влево почти под прямым углом на Полевую, метров 40 шла по Полевой, далее сворачивала вправо под прямым углом на Москательную.
Кроме того, выходит, что в те времена ул. Москательная выходила на площадь с юга, а не с запада, как сейчас (иначе бы она шла как раз по дому с треугольным чердаком)

Похоже. На всех старых картах изгиб улицы Москательной показан непосредственно на пересечении с Полевой (Агибалова), а не как сейчас, в р-не бывш. з-да "Родник". К тому же на этом фото мы видим тот же дом на месте нынешней дороги по Л. Толстого:
http://www.oldsamara.samgtu.ru/part_2/p ... 27-02a.jpg
Получается, что Москательная улица могла выходить непосредственно к зданию Вокзала, сзади Технического училища. Вот только зачем пришлось так изгибать линию КЖД, что мешало подвести путь к зданию вокзала :?:
Ну а с трамваем понятно. Построили конечную станцию прям рядом со станцией конки, чтоб отбивать пассажиров.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История Самарского трамвая (+)
СообщениеДобавлено: Вс сен 05, 2010 20:51 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб мар 28, 2009 20:45
Сообщения: 1342
Откуда: Самара
Я нанёс на фотографию 1927 г. несколько ключевых линий:
Изображение

Можно утверждать следующее:
1) проезжая части вдоль технического училища была параллельна зданию самого училища (как, впрочем, и сейчас :wink: );
2) трасса современной ул. Л. Толстого проходит хоть и не по самому двухэтажному дому с треугольным чердаком, но, в любом случае, по стоящим слева от него одноэтажным.

3) как видим, ВСЕ нанесённые мной тонкие зелёные линии сходятся в одной точке, следовательно, они все параллельны друг другу. Вывод: трасса трамвайной линии в 1927 г. шла параллельно проезжей части вдоль училища.

4) продолжение левого трамвайного пути упирается в правый угол дома с чердаком;

Теперь посмотрим на фото 1910 (или 1907?) г.:
Изображение

5) видим, что продолжение линии конки упирается в основание дома с чердаком под пятым окном справа от входной двери (или даже на метр правее);

Т.о., если линия конки была параллельна зданию училища (а, скорее всего, так и было), тогда трасса трамвая в период 1927-1936 гг. проходила прямо по трассе бывшей конки, либо вплотную к ней (с учётом возможных погрешностей).

А вот как шла трасса трамвая в период 03.1915-1917, когда конка ещё действовало, не понятно :? . Может быть, при прокладке трамвайной линии линию конки укоротили до угла Полевая/Москательная?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Конка
СообщениеДобавлено: Вс сен 05, 2010 21:45 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср май 30, 2007 14:38
Сообщения: 422
Откуда: Самара
ViktorRy писал(а):
А вот как шла трасса трамвая в период 03.1915-1917, когда конка ещё действовало, не понятно :? . Может быть, при прокладке трамвайной линии линию конки укоротили до угла Полевая/Москательная?

Нет. Обе линии (конечные станции с тупиками) конки и трамвая были рядом, получается, что вплотную друг к другу. Трамвай хоть и выживал конку, но прямого ущерба типа снятия линий не было. Договор не позволял. А вот трамвайная грузовая ветка от пассажирской линии у Вокзала до товарного двора Самаро-Златоустовской железной дороги, построенная в начале 1917 г. должна была пройти практически по трассе конки. Либо конка в то время могла уже и не ходить до Вокзала (в статье по истории конки говорится, что движение в последний год осуществлялось не по всем линиям), либо линию КЖД действительно укоротили, т.к. грузовая трамветка имела стратегическое значение, связанное с войной. Конка окончательно закрыта по решению городских властей 19 декабря 1917 г.


Последний раз редактировалось Laser Пн сен 06, 2010 09:02, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Конка
СообщениеДобавлено: Вс сен 05, 2010 22:09 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб мар 28, 2009 20:45
Сообщения: 1342
Откуда: Самара
Laser писал(а):
Получается, что Москательная улица могла выходить непосредственно к зданию Вокзала, сзади Технического училища.
Вот это очень интересная мысль, она мне нравится 8-) . Правда, при возведении боковых пристроек к зданию училища оно подошло бы вплотную к дороге. Возможно, поэтому от туда и убрали проезжую часть.
Вот нанёс предполагаемые трассы на современный спутниковый снимок:
Изображение (1.8 Мб!)

на схеме:
красный - линии трамвая в 1915-1932гг. (до сооружения разворотной петли);
фиолетовый - линии конки в 1896-1917 гг.

Надеюсь, кому-то она покажется интересной :wink: .


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Конка
СообщениеДобавлено: Пн сен 06, 2010 08:58 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср май 30, 2007 14:38
Сообщения: 422
Откуда: Самара
Цитата:
ViktorRy писал(а):
нанёс предполагаемые трассы на современный спутниковый снимок:
http://radikal.ru/F/s16.radikal.ru/i191 ... f.png.html

Отлично! Наверное так и было, трассировка линий скорее всего на 100% правильная. Только надо учитывать, что площадь так облагородили, как на снимке 1927 г. довольно позже, когда конки уже не было


Последний раз редактировалось Laser Пн сен 06, 2010 13:03, всего редактировалось 3 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Конка
СообщениеДобавлено: Пн сен 06, 2010 10:34 
Laser писал(а):
А вообще сама по себе конка (гужевой трамвай) - это предшественник эл. трамвая.

Это достаточно спорный вопрос. Многие историки считают что первоначальным вариантом всё таки следует считать паровую тягу.

Исторически конная тяга на железных дорогах конечно появилась раньше паровой. В мире первые конные железные дороги появились в середине 18 века, а первые паровые только в начале 19 века. В России ситуация аналогичная, к 1810 году было закончено строительство конной железной дороги на змеиногорском руднике на Алтае, это была уже вполне полноценная промышленная железная дорога. А первая паровая тяга на железных дорогах в России появилась только в середине 1830х.

Но проблема в том что первоначальные конно-железные дороги уже к середине 19 века полностью проиграли конкуренцию паровым дорогам, к середине 19 века все новые приличные дороги строились уже только как паровые.

А классические городские конки возникли только после этого. Считается, что первую классическую городскую конку придумал французский инженер Альфонс Луба и это было в 1852 году. Луба изначально продвигал свою идею как дешевую и экономичную замену паровым дорогам. Поэтому многие историки считают что первоначальным вариантом следует считать паровую дорогу, а городская конка это уже конкурент классической паровой дороги, адаптированная под городские условия.

Laser писал(а):
Во многих системах просто электрифицировали линии конно-железной дороги, превратив их в более прогрессивный вид транспорта. Зачастую в переходной период на одних и тех же линиях могла использоваться как гужевая, так и электротяга (паровая, бензомоторная и т.п.)...

Но с Самаре такого не было, и известно почему.
Конка у нас была коммерческим предприятием. Конка не только не принадлежала городу, но и не принадлежала самарским купцам(а под конец вообще стала принадлежать бельгийцам). Отношения между отцами города и хозяевами конки всегда были натянутые. Прямо сказать, отцы нашего города считали что хозяева конки их многократно нагло обманули.

Сначала наша конка стала долгостроем. Первые переговоры по конке прошли в 1885, но открыть движение на первой линии удалось только в 1895. По тем временам это было очень долго, многие большие железные дороги тогда строились гораздо быстрее.

Затем момент для запуска конки вышел очень неудачный. Нашу конку открыли летом 1895. А уже весной 1896 началась выставка в Нижнем Новгороде. Под эту выставку там построили сразу три системы электрического трамвая(и полюс два фуникулера). А на выставочном электрическом трамвае изволил проехать сам Государь Император. После этого всем стало ясно что конка это отстой, а все продвинутые люди строят только электрические трамваи. От этого отцы Самары почувствовали себя лохами, их конка-долгострой морально устарела уже через полгода после запуска. В дальнейшем эти чувства только усиливались, Казань конвертировала конку в трамвай в 1899, Саратов построил трамвай в 1907. В 1907 году началось массированное внедрение трамвая в столице, в Петербурге. Так что к концу 1900х стало ясно что самарская конка по своему статусу и техническому уровню подходит только уездному городу, и никак не продвинутому губернскому городу(каким считали Самару отцы города).

На это политические обиды накладывалась экономика. Конка заключила договора на 50 лет и ежегодно платила городу фиксированную сумму. Это были достаточно приличные деньги. По современным деньгам это примерно как если бы каждый коммерческий автобус платил городу порядка нескольких десятков тысяч рублей просто за права работы на городских улицах. Но тогдашним отцам города этого было мало. Они считали что хозяева конки гребут деньги лопатой и не делятся с ними. При этом отцы города ничего не могли сделать. Договор был заключен на 50 лет, и конка принадлежала иностранцам(у которых были покровители в столице).

Поэтому к концу 1900х остро встал вопрос что делать. Город многократно пробовал заставить хозяев конки электрифицировать её или увеличить платежи городу. А хозяева конки в ответ требовали новых льгот.
По существу это был просто коммерческий спор. Хозяева конки были в принципе не против электрификации или развития сервиса. Но хозяева конки рассматривали конку как коммерческое предприятие. Для них главном было чтобы модернизация была не слишком дорогой и чтобы после модернизации система осталась прибыльной. В общем, в Самаре хозяева конки и город совершенно не сумели договорится.

Поэтому когда в конце 1900х появился инженер Суткевич со своей идеей экономического удушения конки трамвайными линиями по параллельным улицам , отцы города с радостью приняли его. Они как раз мечтали о чём то таком, но не знали как именно это сделать.

Поэтому в Самаре истории конки и трамвая сильно связаны. Но связана как истории двух принципиальных конкурентов.

Самая очевидная связь это очень позднее строительство трамвая в Самаре. Если бы наши отцы город решили не играть с конкой, а обождать развития электрического трамвая, то почти наверняка трамвай в Самаре появился бы раньше. Может раньше на 5 лет, а может даже раньше на 20 лет. Соответственно в лету 1914 года наш трамвай был бы уже точно полностью построен.

Другая связь трамвая с конкой это то что трамвай изначально делался для прямой конкурентной борьбы, и наш трамвай изначально строили хорошо. Если бы самарский трамвай построили на 15-20 лет раньше, то он бы скорее всего был однопутным и узкоколейным. А так наш трамвай был поздно построен, но зато у него изначально был большой запас прочности и хороший модернизационный запас.

В градостроительном плане самым важным следствием было то что трамвай изначально прошёл по второстепенным улицам(поскольку конка шла по главным).

Все эти три следствия сильно повлияли на судьбы трамвая. Например если бы трамвай шёл по главным улицам, то его бы почти наверняка стали оттуда переносить. А может бы и просто закрыли под таким предлогом. А так трамвай до сих пор сохранил изначально ядро городской сети.

Если бы трамвай был однопутным и узкоколейным, то в советское время его бы начали модернизировать. Но модернизация могла бы затянуться на десятки лет(такие примеры тоже были), и в процессе модернизации могли бы прибить большую часть старой сети. А так эта проблема миновала самарский трамвай.

Вообще такая ситуация как в Самаре(когда отцы города и хозяева конки вошли в затяжной конфликт), была и в других городах. Аналогичная проблема была в Туле, Воронеже, Минске, Вильно. Все эти четыре города конфликтовали с конкой и не успели построить электрический трамвай до революции.

В Туле и Воронеже конка после революции не восстанавливалась. Так что они просто построили трамвай в 20е годы.
В Вильно в 20е годы конку не восстанавливали, немного поигрались с экзотикой типа бензомоторного трамвая, но в итоге вообще отказались от трамвая.
В Минске конку восстановили и она проработала до 1929 года. Это была одна из последних действующих конку в губернских городах СССР. А уже потом конку конвертировали в трамвай.

Самаре судьба Вильно не грозила, автобусы в СССР были жутким дефицитом. Так что если бы Суткевич опоздал со своим проектом ещё на пару лет, то до революции трамвай просто не успели бы построить. И тогда в Самаре был бы либо вариант Воронежа(выбросить конку и построить новый трамвай), либо вариант Минска(сначала восстановить конку, а потом конвертировать конку в трамвай).

Кстати сказать, в России были и примеры прямой конкуренции конки и трамвая. Самарский случай(когда трамвай собрался уничтожить конку) в целом был нетипичный для России. Однако подобные примеры тоже были, в Харькове между хозяевами конки и трамвая были очень напряженные отношения.


Вернуться к началу
  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Книга Головина
СообщениеДобавлено: Пн сен 06, 2010 11:14 
Почитал недавнее издание работы краеведа Головина. Любопытно почитать информацию о транспорте. Все абсолютно поменялось, вообще ничего невозможно узнать. Любопытно читать такую информацию, такое впечатление что рассказ вообще о другом городе.

Вот рассказ о том что конечная станция дачной линии конки была возле красивой рощи.
Цитата:
Постникова роща
Левый берег Постникова оврага начиная от дороги, идущей на Барбашину поляну и спускаясь по направлению к Волге, был покрыт густым, рослым и старым лесом, состоящим из дуба, липы, клена и вяза. Лес этот составлял собственность города и не был огорожен. Весною и летом он привлекал к себе многих горожан - любителей "попить чайку" на лоне природы. Около этого леса оканчивалась дачная конно-железная дорога и стоял небольшой крытый павильончик.
Лес с севера был ограничен Постниковым оврагом, а с юга, со стороны города, отрогом этого же оврага и дачами, прилегающими к лагерю. Вся площадь имела вид клина с острым концом к Волге.
В настоящее время леса этого нет, осталось лишь ровное гладкое и пустынное место; не имея охраны, он был весь вырублен на топливо в 1921-22 годах во время дровяного кризиса.


А вот рассказ о том что возле парка конки был большой овраг.
Цитата:
Владимирский овраг
Владимирский овраг имеет протяжение около 350 сажен и берет свое начало в Молоканском саду на высоте 25 сажен от 0 уровня р. Волги.
Против его истока расположена больница Самарс[кого] губернского земства, а по левому краю его, спускаясь к Волге, расположены кожевенные заводы. Все отбросы и нечистоты кожевенных заводов и грязные сточные воды из больницы обыкновенно спускались в этот овраг, каковые, конечно, неминуемо попадали в р. Волгу. Антисанитарное состояние этого оврага не раз служило предметом обсуждения о его засыпке.
Невдалеке, на север от начала оврага был расположен парк конно-железной дороги. Внизу, около Волги, в районе лесных пристаней, через овраг перекинуты деревянные мосты.


А вот рассказ о некоей трамвайной дамбе в Постниковом овраге.
Цитата:
Постников овраг
Название "Постников" он получил потому, что на его ближайшей к Волге части расположено с давних пор кумысолечебное заведение д[окто]ра Постникова.
Овраг имеет протяжение 2 1/2 версты, состоит из 6-7 отрогов, некоторые из каковых берут свое начало за шоссе, проходящее на в[осток] от Волги.
Овраг местами весьма широк и глубок; откосы его бортов густо заросли вязом, орешником, боярышником и другими кустарниками, среди которых на дне его местами бьют родники. Ближе к Волге он зарос крупным полувековым чернолесьем, главным образом дубом.
Часть оврага проходит через фруктовые сады Колпакова, Шишкина, Соколова, Аннаева и др.
При выходе на Волгу овраг образует большую высыпь, что, как полагают, служило в свое время одной из причин образования и задержания Аннаевских песков в этом районе.
При устье его на левой стороне расположен пехотный лагерь, а на правой обрывистой - городские дачные участки.
В версте от Волги овраг пересекает дорога, идущая к Постникову, в скит, на Барбашину поляну и тд. Дорога, спускаясь в овраг, идет по плотине, замощенной камнем и огороженной перилами, а в центре, на оси оврага, еще в 90-х годах стояли деревянные сквозные ворота в виде арки с вывеской, на которой было написано: "Первое кумысолечебное заведение д[окто]ра Н.В. Постникова, утвержденное в 1858 году".
Дорогу в овраге приводил в порядок и следил за ее исправностью сам Постников, и в свое время сделал все, чтоб сделать ее более пологой и легкой доля] езды. Теперь она упразднена, и, пересекая ее и над ней, прошла трамвайная дамба.
На левой стороне оврага, около устья, в обрывах Волги и в 1 1/2 верстах от Волги на краях, занятых посевами и бахчами, сделаны археологические находки, а именно черепки гончарной посуды первобытного насельника этой местности.
В 1915 г. в устье оврага сделан местными саперами незатопляемый деревянный мост.



Кстати сказать, конка в Самаре вовсе не было первым видом городском транспорта. Первым видом городского транспорта, как это обычно и бывало в городах 19 века, в Самаре были дилижансы.
Цитата:
В 1859 г. Постников имел сообщение с городом посредством дилижансов, совершавших рейсы 3 раза в город и обратно в день. Плата за конец была 15 к[опеек]. (Объявл[ение] в "Сам[арских]губ[ернских] вед[омостях]". 1859 г. # 22).


А междугородные дилижансы были в Самаре ещё до появления железных дорог.
Цитата:
Дилижансы
В 70-х годах в Самаре существовала контора дилижансов купца Ермолаева, имеющая сообщение с Нижним Новгородом через Симбирск. Контора помешалась на Алексеевской плошади на углу Заводской в д[оме] Головачева.
Вторая - для сообщения с Оренбургом принадлежала купцу Безпалову на Алексеевской площади в доме Аннаева.
Календарь Самар[ской] губ[ернии]. 1872, стр. 171.


Это вообще любопытный пример инерции мышления. Никто не считал дилижансы своими предками, ни трамвайщики, ни автобусники, ни таксисты. Поэтому история дилижансов была и остаётся в тени. Хотя хронологически дилижансы в Самаре выигрывают и у конки, и у железной дороги.


Вернуться к началу
  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История Самарского трамвая (+)
СообщениеДобавлено: Пн сен 06, 2010 13:11 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср май 30, 2007 14:38
Сообщения: 422
Откуда: Самара
pavelp1976 писал(а):
возле парка конки был большой овраг

На этих картах показан этот овраг:
http://oldsamara.samgtu.ru/images/papirus-ms.jpg
http://radikal.ru/F/i058.radikal.ru/100 ... f1072b.jpg

А примерно на совр. перекрестке Соколова/Н-Садовая было озеро. Линия КЖД обходила это озеро со стороны Волги и пересекала Аннаевский овраг через мост. При прокладке трамвая в 1925 г. это озеро осушили.

Цитата:
о некоей трамвайной дамбе в Постниковом овраге

Дачная трамвайная линия до 4-й просеки проходила по мосту через Постников овраг. Сейчас на месте бывш. моста проходит дорога (ул.Н-Садовая, светофор в Овраге)

Цитата:
Первым видом городского транспорта в Самаре были дилижансы
Никто не считал дилижансы своими предками, ни трамвайщики, ни автобусники, ни таксисты

Еще были извозчики


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История Самарского трамвая (+)
СообщениеДобавлено: Вт сен 07, 2010 10:11 
KDG писал(а):
По поводу улицы Ленской. Да, скорее всего въезд в Городское депо - это как раз и есть линия бывшей улицы Ленской. Вот здесь: http://s46.radikal.ru/i111/1009/7d/bb9c21c27860.jpg - синим цветом провёл примерную трассу улицы Ленской. Кстати, здание по Мичурина 15Б (выделено красным) возможно раньше имело адрес по Ленской, так как здание старое. Сейчас в нём супермаркет "Ананас" и бар "Боцман".


Улица Ленская это сомнительное название. Вообще эту улицу легко можно проследить по старым картам.
http://oldsamara.samgtu.ru/part_3/page_html/page03a.html
http://i012.radikal.ru/1009/f2/38c7d0f96932.jpg
Соловьиная это Мичурина, Полевая это Ленская, а Петропавловская это Коммунистическая.

Но как видно из этих карт, до революции данная улица называлась просто Полевая. Причём это была та же самая улица Полевая, которая шла от района железнодорожного вокзала до нынешнего Московского шоссе. По справочнику Суровикова, данная улица в разное время называлась Полевая, Полевая Продольная, Ленская, Вокзальная, Агибалова. Под названием Агибалова эта улица существует и сейчас.

По справочнику Суровикова название Ленская было всего 10 лет, в 1916 до 1926 года. Но это сомнительная информация. Улица Ленская это скорее всего намёк на Ленский расстрел, так что это послереволюционое название.

Поэтому чтобы использовать название "Ленская", сначала надо найти нормальную схему города, на которой чётко видно и эту улицу и это название. Ну и кроме этого надо убедиться что данный въезд в депо был построен именно в те году, когда улица называлась Ленской(а не Полевой и не Вокзальной).

Ну и плюс к этому придётся решить краеведческую проблему. Бывшая улица Ленская по прежнему существует(хотя и в сокращенном виде)и сейчас называется улицей Агибалова. Поэтому надо решить почему из всех названий улицы надо называть использовать именно Ленская.


Вернуться к началу
  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История Самарского трамвая (+)
СообщениеДобавлено: Вт сен 07, 2010 10:16 
Если рассказы о конке в книге Головкина похожи на фантастику, то рассказы о трамвае вполне можно соотнести с современностью. Вот одна заметка.
Цитата:
Солдатская слободка
Солдатская слободка расположена к востоку и против больницы Губернского земства и Молоканского сада.
Слободка состоит из 5-ти кварталов; четыре из них 120х60 саж[ен] и один наполовину меньше. Через нее проходит Соловьиная улица, по которой идет трамвайная линия к Трубочному заводу и на дачи; пересекая Мельничную улицу, трамвай ответвляется вправо в Мещанский поселок.
В 1872 г. слободка снята с натуры землемером по поручению Самаре[кой] городе[кой] управы, причем площадь земли, находящейся под ней, оказалась равной 14 десятинам (отчет С[амарской] г[огродской] у[правы] 1873 г.).
До 1907 г. Солдатс[кая] слободка была окраиной города, но с нарезкой в этом году участков земли для нового Мещанского поселка она оказалась уже как бы в городе, вдали от окраин.
Солдатская слободка отведена городом солдатам - участникам Крымской кампании бесплатно, при условии непередачи другим лицам (П.Ф. Ш[ишкин]).
На старинном 50-х годов "Плане выгонной земли губернск[ого] города Самары..." Солдатская слобода уже показана в виде 4-х полных и 2-х половинных кварталов.


Вернуться к началу
  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История Самарского трамвая (+)
СообщениеДобавлено: Вт сен 07, 2010 11:57 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб мар 28, 2009 20:45
Сообщения: 1342
Откуда: Самара
Павел, спасибо за последнюю схему: http://i012.radikal.ru/1009/f2/38c7d0f96932.jpg, очень интересная 8-) .
На ней детально показана трасса конки в районе ж/д вокзала. Хорошо видно тот самый изгиб линии по ул. Полевой (около метки 16), про который мы говорили чуть выше 8-) .

Вокзальная площадь доходила до самой ул. Симбирской :shock: ! Т.е. она была в два раза длиннее, чем современная площадь Куйбышева!

В Мещанском посёлке видно улицу с названием "Столбовая". Не она ли стала современной Чернореченской? Или Чернореченская следующая справа от неё?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История Самарского трамвая (+)
СообщениеДобавлено: Вт сен 07, 2010 12:49 
ViktorRy писал(а):
Вокзальная площадь доходила до самой ул. Симбирской :shock: ! Т.е. она была в два раза длиннее, чем современная площадь Куйбышева!

Но это нельзя было назвать городской площадью. Границей собственного города до самой революции так и считались две улицы Полевых, Продольная и Поперечная. Это чётко видно, все собственно городские кварталы имеют единую последовательную нумерацию.
А за пределами собственно города было множество посёлков. Некоторые из таких посёлков были довольно приличные, у них были свои кварталы и свои улицы. Но это уже не был собственно город, до революции город и посёлки чётко различались.
По старой традиции на границе города нарушалась регулярная сетка кварталов. В принципе граница города должна была быть даже огорожена(долгое время существовали заставы на въездах в город) или хотя бы благоустроена. Но к началу 20 века это все упростили. И у нас граница города выражалась в огромной Вокзальной площади или особо широкой улице Полевой/Владимирской.

ViktorRy писал(а):
В Мещанском посёлке видно улицу с названием "Столбовая". Не она ли стала современной Чернореченской? Или Чернореченская следующая справа от неё?

По сведениям Суровикова улица Столбовая считается исчезнувшей, то есть район этой улицы был полностью перестроен. Так что у улицы Столбовой вероятно нет современного аналога.

Но вообще это вопрос сложный. Улица Пролетарская(по которой ходил трамвай до переноса на Чернореченскую) на этой схеме тоже не слишком просматривается. Поэтому может быть район дважды перестраивался, сначала после революции(когда пригородный посёлок превратили в обычную застройку), а потом в наше время(когда построили современный многоэтажный микрорайон).

Тут я думаю надо будет найти другую схему, более позднюю. Известно что трамвай первоначально проходил возле пожарного депо с другой стороны(не как сейчас). Поэтому если найти старую схему этого посёлка с пожарным депо, то будет легко привязать старую схему к современной реальности.


Вернуться к началу
  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История Самарского трамвая (+)
СообщениеДобавлено: Вт сен 07, 2010 20:48 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб мар 28, 2009 20:45
Сообщения: 1342
Откуда: Самара
А пожарная станция, по-моему, и сейчас там стоит!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История Самарского трамвая (+)
СообщениеДобавлено: Вт сен 07, 2010 20:56 
Не в сети
Администратор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср ноя 23, 2005 02:06
Сообщения: 12640
Откуда: Куйбышев / Самара
ViktorRy писал(а):
А пожарная станция, по-моему, и сейчас там стоит!

Конечно стоит. ПЧ-1 Ленинского района. Здание постройки 1914 года, ровесник трамвайного депо.

_________________
"В тоннеле пахло выхлопными газами от тяжелых грузовых машин. Шофер ворчал, что грузовики теперь стали длиннее товарных вагонов, никак их не обойдешь, попробуй тут соблюсти график. И когда наконец выстроят второй тоннель?" © Л. Карлье


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 527 ]  На страницу Пред.  1 ... 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21 ... 27  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB