ПОЕХАЛИ НЕ ТУДА Власти Самары практически забыли про электротранспорт В областном центре собираются закупать новые автобусы. Но эта хорошая новость, увы, означает также, что тяжелые времена ждут городской электротранспорт. Власти Самары решили не обновлять крайне изношенный парк троллейбусов и трамваев и, похоже, затеяли передел транспортного рынка в пользу перевозчиков-коммерсантов. Подобная политика мэрии не отвечает социальным требованиям областных властей в сфере развития общественного транспорта.
Власти Самары практически забыли про электротранспорт
В областном центре собираются закупать новые автобусы. Но эта хорошая новость, увы, означает также, что тяжелые времена ждут городской электротранспорт. Власти Самары решили не обновлять крайне изношенный парк троллейбусов и трамваев и, похоже, затеяли передел транспортного рынка в пользу перевозчиков-коммерсантов. Подобная политика мэрии не отвечает социальным требованиям областных властей в сфере развития общественного транспорта.
Ирина ОПАРИНА
Площади ТТУ готовят к продаже?
В городском МУП «Трамвайно-троллейбусное управление» сегодня насчитывается 424 трамвайных вагона и 249 троллейбуса. Электротранспорт перевозит в Самаре за год более 110 млн. человек, или 300 тыс. пассажиров в день. Несмотря на эти огромные объемы, вопрос обновления подвижного состава не решается никак, хотя средний износ трамвайных вагонов составляет уже 95,8%, а троллейбусов – 96%.
Но в мэрии Самары пока не планируют исправлять критическую ситуацию. «В этом году мы не предполагаем обновлять троллейбусный и трамвайный парки, а направим средства на приобретение новых автобусов», - заявил на днях заместитель главы города Дмитрий Азаров. Из мер «поддержки» сферы электротранспорта в городской администрации пока рассматриваются только планы демонтажа 22,4 км контактной сети и рельсовых путей трамвая, а также 15,5 км линий троллейбуса.
Больше того, по информации «ВК», в ближайшее время мэрия Самары планирует сократить производственные площади ТТУ, расположенные в центральной части Самары. Эксперты полагают, что основной целью может стать коммерческое использование этой территории. Как утверждает источник «ВК» в одной из региональных строительных компаний, участники рынка уже обсуждают ожидаемую продажу под застройку территории городского трамвайного депо и площадки №1 объединенного троллейбусного депо.
Антон Буслов, главный редактор сайта «Общественный транспорт Самарской области», говорит: «Если муниципалитет пойдет на закрытие или «перенос» любого из существующих депо, лично я это иначе, как незаконный захват земли, рассматривать не смогу. Отлично известно, что цена строительства нового депо даже на окраине превосходит цену земли под трамвайным и троллейбусным парками! То есть, с точки зрения экономики города, даже планы подобных переносов - это просто преступные намерения. Если такие планы реализуют, это будет передел транспортного рынка в пользу частников, введение города в зависимость от коммерсантов и прямые убытки для бюджета».
Дачников не учли
Кроме того, необходимо отметить, что городской электрический транспорт практически один «сдал экзамен» в период чрезвычайной ситуации зимой 2008 года (в период экстремально обильных снегопадов), не сократив выпуск подвижного состава на линию. При этом перевозилось 412 тыс. пассажиров в день.
Что касается автобусов, то и они, конечно, городу нужны. Возможностей муниципального парка явно недостаточно даже для обслуживания имеющейся маршрутной сети. Из пяти муниципальных автобусных парков в Самаре осталось только два: расформированы парки №1 и №2, а «АТП № 3» вообще прекратило осуществление перевозок. При технической готовности 89% подвижного состава на линиях эксплуатируется всего 57% имеющихся машин.
За 2006-2008 годы количество муниципальных автобусных маршрутов сократилось с 84 до 49, а количество муниципальных автобусов - с 734 до 433. По нормативам, городу не хватает как минимум 300 автобусов большой вместимости. При этом понятно, что в проигрыше осталось население — ведь место муниципальных перевозчиков заняли частные, которые далеко не всегда предоставляют льготы на проезд.
Дополнительным очагом роста социальной напряженности стали непродуманные решения по организации перевозок населения на садово-дачные массивы в этом году. В 2008 году тариф на дачные перевозки повысился почти на 40%, увеличившись с прошлогодних 0,72 руб. за 1 км до 1,0 руб. Если льготные категории граждан раньше могли ездить на дачи, используя единый социальный проездной билет, то сейчас им предложили приобретать еще специальную «дачную сезонку» стоимостью от 150 до 250 рублей в зависимости от дальности поездки. То есть стоимость проезда на дачи для пенсионеров выросла почти в два раза.
Впрочем, по настоянию регионального Минтранса мэрия Самары изменила свое решение. Городские власти внесли изменения в постановление «Об организации перевозок населения городского округа Самара автомобильным транспортом на садово-дачные массивы в 2008 году», отменив требование наличия единого социального проездного билета при приобретении льготной «сезонки».
Мало денег
Проект городской целевой программы комплексного социально-экономического развития Самары на 2009-2013 годы практически не содержит мероприятий по развитию общественного транспорта. Все сводится к закупке и ремонту подвижного состава.
Интересно, что в проект программы не включены такие важные шаги, как разработка комплексной транспортной схемы городского округа и строительство новых автостанций на выездах из центральной части города в южном и северо-восточном направлениях. Кроме того, мэрия не учла проектирование и строительство линий скоростного транспорта (монорельсового, скоростного трамвая) и вопросы тарифной политики, а также обеспечение доступности транспортных услуг для маломобильных категорий граждан.
Таким образом, четко прослеживается тенденция к сокращению количества муниципальных транспортных предприятий, транспорта большой вместимости, а также маршрутов автобусов и городского электрического транспорта.
В качестве пути решения транспортных проблем Самары в региональном Минтрансе предлагают мэрии разработать мероприятия по стабилизации деятельности городского пассажирского транспорта на 2008-2009 годы с последующей разработкой программы развития пассажирского транспорта Самаре до 2015 года, а также принять меры для рассмотрения возможности проектирования и строительства линий скоростного трамвая и обновления подвижного состава предприятий городского пассажирского транспорта.
Антон БУСЛОВ, главный редактор сайта «Общественный транспорт Самарской области»:
- Сокращение площадей транспортного парка приведет к резким негативным эффектам как в экономике транспорта (ТТУ сейчас еще прибыльное предприятие), так и в регулярности работы на линиях. Дело в том, что в центральной части находятся городское трамвайное и объединенное троллейбусное депо - в обоих налажен капитально-восстановительный ремонт трамваев и троллейбусов. Вывод подобных производственных мощностей без ущерба для ремонта подвижного состава (ПС) невозможен. Наладить такой ремонт на новом месте - это и время, и огромные средства: то есть такой перенос приведет к срыву ремонта подвижного состава, причем для всего города. Будет сорвана работа трамваев в центральной части города, поскольку для выхода на маршрут первого рейса их придется гнать через весь город. Фактически все имевшиеся в стране случаи закрытия парков под предлогом «выручения денег для покупки ПС» заканчивались рейдерскими захватами территории парка. А в Воронеже так были уничтожены все имеющиеся трамвайные и троллейбусные парки, так что сейчас город вынужден выкупать их обратно у частных лиц, чтобы наладить работу электротранспорта.
Александр ШАТОХИН, председатель комитета по вопросам строительства, имущественным и земельным отношениям Самарской городской Думы:
- На мой взгляд, сегодня мэрия Самары делает многое для того, чтобы обновить автобусный парк города. Конечно, осталось очень много старых автобусов, не соответствующих современным требованиям. Акцент на обновлении именно автобусного парка, вероятно, связан с тем, что пока мэрия не располагает достаточными средствами на обновление других видов городского транспорта.
Ирина ОПАРИНА Газета "Волжская Коммуна"
УЖАС!!!
_________________ \0/\0/\0/\0/\0/\0/\0/КРЫЛЬЯ СОВЕТОВ\0/\0/\0/\0/\0/\0/\0/
|