neptun писал(а):
Т/х "Восход" - 180 кг/ч
Т/х ОМ/Москва - 50 кг/ч
Только надо помнить что все подобные цифры это совершенно среднепотолочные цифры типа средней температуры по больнице.
Для СПК основных факторов, влияющих на расход топлива, три штуки
-номинальная мощность двигателей. Для однодвигательных СПК(Ракета, Беларусь, Полесье, Восход) номинальная мощность двигателей различается в полтора раза, от 900 л.с. до 1350 л.с.(это в лошадиных силах)
-номинальный расход топлива. Эта цифра также очень сильно различается. На первых Ракетах стояли двигатели от торпедных катеров с огромным расходом топлива(при этом у этих двигателей был ещё огромный расход масла и очень низкий моторесурс). В то время удельный расход топлива был порядка 250-260 г/киловатт в час(это считая на киловатт мощности). Но все такие двигатели давно сдохли. У современных российских двигателей расход топлива примерно 215-220 г/квт*ч Но по мировым меркам и это очень много. Хорошие современные двигатели имеют расход не более 205 г/квт*ч, а передовые модели борются за показатели на уровне 190 г/квт*ч
-и третий фактор это режим движения. У СПК в зависимости от загрузки и от режима движения расход топлива отличается не менее чем на 10-15%. Для СПК характерен вообще сложный график расхода топлива. Сначала расход топлива растёт пропорционально скорости, так продолжается до момента выхода на крылья. После этого расход падает процентов на десять и достигает минимума в точки оптимальной скорости. Ну а после этого расход топлива опять растёт пропорционально скорости пока хватит мощности двигателя. При этом требуемая мощность двигателя существенно зависит от загрузки СПК(при сильной перегрузке СПК вообще не выйдет на крылья), а также надо учитывать скорость относительно воды(то есть надо учитывать скорость течения).
Если перемножить все три фактора, то легко получается двукратный разброс расхода топлива. Поэтому говорить о среднем расходе топлива нет особого смысла, надо считать расход под конкретные суда на конкретных маршрутах с конкретной загрузкой.
Ну и плюс к этому надо учитывать российские реалии. Вот например типовой современный двигатель для СПК, М401 от петербургской Звезды. Это базовая модель без особых претензий.
http://www.zvezda.spb.ru/index.php?option=content&task=view&id=147&Itemid=123Мощность двигателя 736 киловат, а удельный расход топлива 219 грамм на киловатт. То есть данный двигатель в исправном состоянии, даже если час проработает на максимально возможных оборота, израсходует не более 160 килограмм топлива.
Но речники естественно легко смогут израсходовать 180 килограмм. Для этого надо просто посчитать расход топлива по старым советским нормам, а после этого можно будет легко украсть лишние 20 килограмм в час.
С водоизмещающими судами история аналогичная. Для них расход топлива сильно зависит от скорости. Для некоторых типов судов снижение скорости в полтора раза(с 25 до 16 км/ч) даст двукратную экономию топлива. При этом подавляющее большинство пассажиров ничего даже не заметит, большинство пассажиров всё равно не может на глаз определить реальную скорость судна.
А просто для экономии тут очень большой. Для примера можно взять линию Вокзал-Богатырь. Тарифное расстояние 39 км. При этом скорость Москвы при максимальной мощности двигателей примерно 24 км/ч, а ОМ это 20 км/ч. Тем не менее по графику они преодолевают 39 км за три с лишним часа.
Истинный расход топлива тут могут знать только сами речники, тут всегда можно найти кучу отмазок типа очень длительной посадки пассажиров, очень сложного подхода к причалам, очень сильного течения на маршруте и сильных сбросов ГЭС. Но очевидно что возможности для экономии тут есть, вниз по течению Москва при желании может пройти вообще в два раза быстрее графика.