Самаратранс.info
http://www.samaratrans.info/forum1/

Малые реки Самарского края
http://www.samaratrans.info/forum1/viewtopic.php?f=19&t=27746
Страница 4 из 4

Автор:  pavelp1976 [ Чт мар 25, 2010 10:37 ]
Заголовок сообщения:  Большой Кинель

Оригинальную новость по Большому Кинелю опубликовали в СМИ.

http://63.ru/news/66071.html
Цитата:
Оставили на дне
13 марта 2009

Водолазный отряд областной поисково-спасательной службы обследовал затонувшее на реке Большой Кинель судно. По первоначальной информации, на дне реки покоилась баржа с нефтью. Однако после погружений водолазов выяснилось, что плавсредство является старым колесным пароходом. По данным межрайонной природоохранной прокуратуры, проблема утилизации затонувших судов до сих пор является в области серьёзной экологической проблемой.

С просьбой осмотреть затонувшее судно к сотрудникам поисково-спасательной службы обратилась администрация Кинельского района. Жители поселка Усть-Кинельский обратили внимание на пятна нефти, время от времени появлявшиеся на реке. По округе начали расходиться слухи, что в затонувшей барже находится около 60 тонн нефти.

Водолазный отряд ПСС выезжал на место несколько раз. Но летом из-за мутной воды произвести качественный осмотр было сложно, спасатели приняли решение обследовать баржу в марте. «Обычно совершают погружения два-три человека, но в этот раз в них участвовали пять человек. Выяснилось, что затонувшее судно – вовсе не баржа», – рассказал 63.ru руководитель водолазного отряда поисково-спасательной службы Самарской области Андрей Гольтяев.

Нефтяная пленка могла образоваться из-за того, что в двигателе парохода остаются остатки мазута. «Тем не менее никакой серьезной угрозы экологии водоема не существует. То есть мы опровергли слухи о том, что в плавсредстве находилось до 60 тонн нефти», – говорит начальник поисково-спасательной службы Самарской области Олег Моцарь.

Само судно является старинным пароходом. Так, в его корпусе были обнаружены выемки, которые могли быть предназначены для крепления колес. «Мы искали информацию о данном пароходе в специальных справочниках, однако ничего не нашли. Впрочем, никакой исторической ценности, скорее всего, судно не представляет», – считает Олег Моцарь.



Отсутствие информации по пароходу в архивах вполне можно объяснить. Если это пароход затонул в послевоенное время, то скорее всего он принадлежал куйбышевскому управлению по малым рекам и не входил в систему министерства речного флота. Но сама по себе новость прикольная, раньше я об этом пароходе не слышал.

Автор:  pavelp1976 [ Ср мар 31, 2010 12:53 ]
Заголовок сообщения:  Еруслан

Вот схема реки Еоуслан из Атласа 1990 года.
http://i064.radikal.ru/1003/9c/0c5eadb42225.jpg
http://s51.radikal.ru/i133/1003/05/87ebf599a376.jpg
http://s006.radikal.ru/i213/1003/d4/362d5128434b.jpg

Река Еруслан сейчас впадает в Волгу на территории Волгоградской области. И сейчас эта река воспринимается как очень удалённая от самарского края. А вот до революции граница Самарской губернии проходила именно по реке Еруслан.

Вот что сообщает о Еруслане энциклопедия Брокгауза.
Цитата:
Еруслан
— река, левый и последний приток Волги; составляет в нижней своей части границу губернии Астраханской с Самарской. Е. берет начало в северной части Новоузенского уезда и направляется к юго-западу; длина его течения 288 верст, а поверхность бассейна 10367 кв. верст; река не судоходна и не сплавная; в верхней половине своего течения Е., до села Дьяковки, имеет крутые и обрывистые берега; затем берега его становятся плоскими и вдоль них расстилаются прекрасные луговые и пахотные места, а от хутора Усатова начинаются вдоль берегов Е. сыпучие пески, к югу же от реки находятся солонцеватые Киргизские степи. Течение реки тихое, вода слегка солоновата, но годна к употреблению; ширина реки от 4 до 12 саженей, при глубине до 71/2 футов, но в ямах глубина доходит до 3 саженей; из рыб в реке водятся: судаки, сазаны, лещи, окуни, стерляди и др. Только в верхней части течения Е. по его берегам встречаются перелески, состоящие из сосны, лиственницы, березы, дуба, клена и др. По Е. расположено несколько довольно значительных селений. В Е. впадает один только значительный приток слева — река Торгун.


До революциии река Еруслан была несудоходная. В Большой Советской энциклопедии 70х годов впрочем также не упоминается о судоходности Еруслана.
Цитата:
Еруслан, река в Саратовской и Волгоградской области РСФСР, левый приток Волги (впадает в Ерусланский залив Волгоградского водохранилища). Длина 278 км, площадь бассейна 5570 км2. Берёт начало на юго-западной окраине Общего Сырта. Летом местами пересыхает. Вода солоноватая. Приток слева — Торгуй. Используется для орошения. На реке — г. Красный Кут.


Но фактически Еруслан судоходный на достаточно большом участке. Причем на этой реке есть регулярное пассажирское сообщение, на этой реке есть автомобильный паром на дороге Саратов-Астрахань с регулярным расписание движения.

Автор:  Игорь [ Пт апр 09, 2010 10:36 ]
Заголовок сообщения:  Re: Малые реки самарского края

народ такой шикарный разбор темы, со временем я сделаю перепост на него :D
особая благодарность pavelp1976 - просто класс

а теперь вопрос - сегодня я пишу у себя о наводнениях на Самарке - сам застал только 1979 год
http://gregorkon.wordpress.com/2010/04/09/0000904/
может что-то знаете и по этой теме?
я понимаю что вы моложе тех событий, но при той хорошей въедливости в тему, которую вы проявляете по речному транспорту ИМХО - вы можете что-то и знать

Автор:  Pro-man [ Пт апр 09, 2010 20:59 ]
Заголовок сообщения:  Re: Малые реки самарского края

Игорь писал(а):
а теперь вопрос - сегодня я пишу у себя о наводнениях на Самарке - сам застал только 1979 год
http://gregorkon.wordpress.com/2010/04/09/0000904/
может что-то знаете и по этой теме?

У моих родителей есть фото 1979 года. На ней самая нижняя терраса (та, что с чугунными решетками) набережной на Волге в районе ул. Полевой. Затоплена полностью. Это был первый и пока единственный случай затопления нижнего уровня самарской набережной. Вода поднялась до отметки примерно 34,5 метра (нижний уровень набережной стоит на отметке 34 метра, НПУ Саратовской ГЭС в межень - 28 метров, а обычный среднестатистический уровень в половодье - не более 32-х метров).

А в 1957 году просто еще не было ни Куйбышевского, ни тем более Саратовского гидроузла, Волга не была зарегулирована, так что подобные катастрофические половодья были нередки.

Автор:  Сергей [ Сб апр 10, 2010 22:39 ]
Заголовок сообщения:  Re: Малые реки самарского края

Pro-man писал(а):
Игорь писал(а):
а теперь вопрос - сегодня я пишу у себя о наводнениях на Самарке - сам застал только 1979 год
http://gregorkon.wordpress.com/2010/04/09/0000904/
может что-то знаете и по этой теме?

У моих родителей есть фото 1979 года. На ней самая нижняя терраса (та, что с чугунными решетками) набережной на Волге в районе ул. Полевой. Затоплена полностью. Это был первый и пока единственный случай затопления нижнего уровня самарской набережной. Вода поднялась до отметки примерно 34,5 метра (нижний уровень набережной стоит на отметке 34 метра, НПУ Саратовской ГЭС в межень - 28 метров, а обычный среднестатистический уровень в половодье - не более 32-х метров).


Сдается мне, что это не единственный случай! Потому что я 80 года рождения, и сам, хоть и смутно, но помню затопленную набережную, т.е. было это в 84-87 годах (просто после я уже нормально свою жизнь помню)

Автор:  pavelp1976 [ Пн апр 12, 2010 12:43 ]
Заголовок сообщения:  Наводнения

Вся информация по наводнениям есть в Гидрометеоцентре. Но просто так там такую информацияю не дадут, надо будет либо платить деньги, либо самому работать в их архивах.

Бесплатно они предоставлют только информацию по максимально столетнему уровню.
Цитата:
Вопрос: 14 марта 2008 г.
Какой самый высокий уровень воды при паводке был зарегистрирован за последние 100 лет в Самаре?
Ответ: Самый высокий уровень воды при паводке был зарегистрирован в 1926 году – 36,78 м. БС.
Начальник отдела гидропрогнозов Е.А. Поспелова


Ещё надо помнить что после строительства ГЭС классических наводнений в Самаре уже не бывает.
Ниже Самары Саратовская ГЭС. Эта ГЭС свой уровень вообще не меняет, у неё весь год(кроме паводка) плановый уровень 28м с максимальными отклонениями не более плюс/минус полуметра(фактически колебания ещё меньше).
Выше Самары Жигулевская ГЭС, у неё сезеонные колебания гораздо выше, от 48 до 53м плановые, а фактические возможны ещё больше. Но весь паводок водохранилище всё равно взять не может, ему обязательно надо делать паводковые пропуски.

Вот эти самые паводковые пропуски Жигулевской ГЭС это основной и практически единственный фактор наводнения в Самаре. Нормальный пропуск ГЭС около 5 тысяч кубометров в секунду. Такой пропуск спокойно идёт через гидроагрегаты, а сливные ворота закрыты. Но много воды через гидроагрегаты не пройдет, на разных ГЭС через гидроагрегаты можно пропустить обычно не больше 6-8 тысяч кубометров в секунду.

Определение объёмов пропуска после строительства ГЭС это чистая бюрократия, этим занимается специальная контора под название Федеральное Агентство по Водным Ресурсам, она для каждой ГЭС каждый неделю даёт объём пропуска воды. Поэтому с вероятностью 99% паводок в Самаре можно точно предсказать на основе приказов ФАВР. А 1% вероятности это бюрократические глюки. Иногда бывает так что чиновники о чем нибудь забудут и дадут на ГЭС неправильный приказ. А потом чиновники вспомнят что нибудт и дают внеплановый приказ о пропуске особо больших объёмов воды. Вот тогда в Самаре случается большое наводнение. Это бывает редко, чиновники работают по типовым приказам, но зато такие наводнения бывают реально большими и реально неожиданными.

Внеплановый пропуск воды может быть очень большим, Жигулевская ГЭС теорретически может пропускать до 80000 кубометров воды в секунду(это в 16 раз больше плановых 5000 кубометоров в секунду).

Но такой большой пропуск сильно маловероятен. Во первых через гидроагрегаты нельзя пропускть больше 6000-8000 тыясч кубометров в секунды и любой пропуск свыше это потерянные деньги. А во вторых особо одаренные строители сумели построить возле Жигулевской ГЭС несколько многоэтажек. Даже при обычных пропусках воды(типа 15-20 тысяч кубометров в секнду) это дама начинают сильно трястись. А если ГЭС реально сделает плавновый пропуск 80000 кубометров всекунду, до эти домики могут просто рухнуть. Поэтому администрация Тольятти подписала с администрация ГЭС специальный договор, в котором слезно просила ГЭС не делать больших пропусков. Поэтому вероятность больших наводнений в Самаре сейчас очень низкая, дома в Тольятти всем жалко.

Автор:  neptun [ Пн апр 12, 2010 23:25 ]
Заголовок сообщения:  Re: Малые реки самарского края

Наводнение 1926г - это очень круто!!!!
Только представьте себе этот уровень - почти 37 метров. По современным меркам просто катастрофа, а уровень Волги у Самары в естественном русле был 22 метра, т.о. в тот год было плюсом почти 15м.

Автор:  pavelp1976 [ Ср апр 21, 2010 17:39 ]
Заголовок сообщения:  Re: Малые реки самарского края

Кстати сказать, на завтра запланировано торжественно начать волжский паводок в Самаре.

http://august.ru/15289.html
Цитата:
Паводок назначен на четверг
Завтра, 22 апреля, Жигулевская ГЭС, проведя большой цикл необходимых работ к пропуску весенних вод, в 54 раз откроет створы водосливной плотины.
Мероприятие носит торжественный характер, на него приглашаются гости, представители СМИ. Перед открытием плотины в полдень перед собравшимися выступит директор станции О.В.Леонов и главный инженер В.А.Хуртин.


Это несколько раньше ожидаемого срока, раньше собирались начать в Самаре паовдок только с воскресенья. Но вероятно ГЭС решила что ей уж хватит воды(уровень водохрнаилища уже дошёл до нормального подпорного уровня), так что паводок решили начать на несколько дней раньше.

Автор:  Pro-man [ Сб апр 24, 2010 04:33 ]
Заголовок сообщения:  Re: Малые реки самарского края

Цитата:
Паводок назначен на четверг

Не паводок, а половодье. Паводок - это кратковременный резкий подъём уровня воды, вызванный чаще всего обильными осадками. Характерен для малых рек и для осени. Половодье же - сезонный долговременный подъём уровня воды, вызванный таянием снегов (и/или обильными осадками). Характерен для всех водоёмов весной.
Цитата:
Завтра, 22 апреля, Жигулевская ГЭС, проведя большой цикл необходимых работ к пропуску весенних вод, в 54 раз откроет створы водосливной плотины.

Не створы, а затворы.

Грамотеи, тоже мне :)

Автор:  Игорь [ Пн май 03, 2010 08:15 ]
Заголовок сообщения:  Re: Малые реки самарского края

перепостил информацию форума и pavelp1976 про причалы на Самарке http://gregorkon.wordpress.com/2010/05/03/20-0-2/

Автор:  Дамир Сунаргулов [ Вт май 04, 2010 10:41 ]
Заголовок сообщения:  Re: Малые реки самарского края

pavelp1976 писал(а):
Я ни разу не видел навигационной схемы реки Чапаевки, поэтому не знаю где именно 44км этой реки. А измерить расстояние самому по карте достаточно проблемно, река сильно кривая и по карте иногда непонятно где там судоходное русло. То же самое по реке Кривуша. На навигационных картах Волги её не рисуют, так что тоже не совсем понятно где там главное русло.

Коды рек:
р. Чапаевка - КАС Волга 1362-0010
р. Кривуша - КАС Волга 1362-0010-0013.
Примечание: километраж идёт от устья к истоку.

Автор:  neptun [ Пн май 24, 2010 00:19 ]
Заголовок сообщения:  Re: Малые реки самарского края

В субботу решил совершить путешествие по р. Самара на маломерном судне. Думал, буду подниматься все выше и выше пока смогу идти своим ходом в режиме глиссирования. Движение до пос. Алексеевка не представляет никаких проблем - там река судоходная, есть подробные навигационные карты.
Мне раньше доводилось ходить до пос. Усть-Кинельский даже в межень, там тоже без проблем - русло глубокое, условный "фарватер" предсказуем. Но по Самаре выше устья Б. Кинеля ходить опасно. По отзывам байдарочников там мелко и много перекатов, к тому же в селах Бобровка и Спиридоновка непроходимые для моторного судна наплавные мосты. И все же я рискнул дойти хотя бы до Бобровки, т.е. первого на пути моста.
Уровень воды 29.7 м подразумевал, что русло будет достаточно узнаваемо и река будет уже "в своих берегах" в отличие, например от уровня 31-32м., но при этом еще будут затоплены перекаты и прочие возможные препятствия.
Пошел, все было нормально, даже устоялось чувство некоторой речной идиллии. Выше пос. Лебедь река стала очень узкой и извилистой, берега стали обрывистыми и поросшими лиственным лесом. Но в какой-то момент пятка моего мотора встретила подводное препятствие, это произошло в пос. Подлесный. Выше идти я не рискнул - многочисленные сбои течения выдавали серьезное подводное препятствие. По характеру повреждений киля мотора, я решил, что на дне либо металл, либо, что более вероятно - бетон или камень.
Таким образом, эмпирическим путем был достигнут верхний предел проходимости р.Самары для моторных судов - пос. Подлесный.
В межень, я думаю, не следует соваться выше пос. Лебедь.

Автор:  Pro-man [ Пн май 24, 2010 00:32 ]
Заголовок сообщения:  Re: Малые реки самарского края

neptun писал(а):
По отзывам байдарочников там мелко и много перекатов, к тому же в селах Бобровка и Спиридоновка непроходимые для моторного судна наплавные мосты.

Насчет Бобровки не в курсе, не ездил там, а в Спиридоновке мост постоянный, но низкий, весной затапливается (как старые мосты в Красном Яре).

Автор:  Pro-man [ Пн май 31, 2010 03:29 ]
Заголовок сообщения:  Re: Малые реки самарского края

Pro-man писал(а):
Изображение
красная линия - ж/д путь
голубая линия - судовой ход
желтые линии - дамба
синяя стрелка - старица Чапаевки, отсеченная дамбой
зеленая стрелка - отстойники

Фотографии причала СВЗХ в Чапаевске (примерно с точки, где на схеме северный ж/д тупик).

Два крана у причальной стенки. Чуть левее видны остатки железнодорожного пути (рельсов нет, но шпалы сохранились):
Изображение
Вообще там все жутко заброшено, причем уже очень давно.

Акватория залива в сторону города:
Изображение
Далее залив сужается, через него перекинут трубопровод (виден на фото), еще дальше залив превращется в небольшой овраг, который пересекает весь город. Через него перекинут пешеходный мост, автомобильные мосты на улицах Строительной, Вокзальной, Железнодорожной и Ленина, а также железнодорожный мост неподалеку от платформы 1056 км.

Акватория залива, вид на север. У торца стенки причален какой-то понтон с метками ночной игры Encounter:
Изображение
Далее слева идет та самая дамба, рассекающая Чапаевку на части, а направо идет судовой ход в сторону Новокуйбышевска.

Автор:  andreisirota [ Пн авг 02, 2010 13:41 ]
Заголовок сообщения:  Re: Малые реки самарского края

Добрый день всем!
По поводу заметки о затонувшем судне в СХИ могу поведать следующее:
Я учился в СХИ в 1984...1989 году. В голове запомнилось баржа затонула, как нам говорили году в 70, а до этого РЕГУЛЯРНО снабжение горюче-смазочными материалами МТС и колхозов осуществлялось по реке аж до Кинель-Черкасс. После затопления баржи от этого отказались, основная причина отнюдь не потеря баржи,в Кинель-Черкассах скотомогилник оказался на прмо на берегу и в случае такого рода аварии принимайте сибирскую язву!
Груз откачали, но видно подонки остались и купаться приходилось так: заходишь по колено и подныриваешь под пятно, выплываешь на середине и наслаждаешься. Стояла тонюсенькая, но противная плёнка керосина или солярки, воняла очень. Для культурной публики пришлось поставить станцию проката лодок. При мне два моих знакомых ломали позвоночник (прыгали с разбегу), один из них умер, второй нормально, всё работает.
Года через два после затопления решили выдернуть на берег тракторами, согнали ВСЁ тракторы К-700 с Кинельского района, штук десять, (любопытно, что большая часть из них была на испытаниях в Машинно-Испытательной Станции, МИС), но они не осилили, следы этой операции я ещё видел в 1984 году, куски тросов, разорванные навески, характер растительности.
Нам это рассказывали на занятиях как практическое доказательство того, что сила тяги 10 сцепленных тракторов гораздо меньше чем сумма тяги 10 отдельных тракторов, любопытный пример амбициозности ЛЮБОГО руководства.
Все местные в один голос говорили, что это именно баржа, возможно, сделанная из старого паро- или теплохода. Я по ней лазил и однозначно позиционировал её как баржу. С виду она выглядела как приставшая к берегу. В Кинельском районе суглинки и её, видимо, присосало намертво.
Кстати, ещё говорили, что баржи буксир таскал на тросе, а не толкал.
Если бы были помощнее тогда трактора, то через год -два выдернуть можно было, но увы...
Искренне Ваш

Автор:  pavelp1976 [ Чт авг 05, 2010 10:04 ]
Заголовок сообщения:  Re: Малые реки самарского края

andreisirota писал(а):
Добрый день всем!
По поводу заметки о затонувшем судне в СХИ могу поведать следующее:


Большое спасибо за подробный рассказ!!!
Я раньше как не слышал про эту баржу и даже не подозревал что это известная история.

Несколько комментариев.
То, что суда ходили до Кинель-Черкасс, теоретически возможно. Есть рассказ о том что максимально пароходы по Кинелю доходили до современного Тимашево, в 19 веке на пароходах было доставлено оборудование для сахарного завода. Но вообще тут много вопросов. Например примерно в районе Богдановки - Покровки на Кинеле был низководный деревянный мост. Этот мост был ещё с 19 века, а его остатки наверно и сейчас видно. Так что непонятно как уживался этот мост с судоходством.

Насчёт того что баржа была буксируемой, а не толкаемой, это вполне реально. До 50х годов толкание в СССР было вообще редкостью, а после 50х на толкание начали переводить в первую очередь магистральные реки. Так что на Кинеле вполне могла быть старая буксируемая баржа.

Насчёт нефтяной плёнки на Кинеле. Тут я не уверен что это связано только с аварией баржи. В районе Кинеля выше по течению добывали много нефти. Так что возможно были просто аварии на нефтяных месторождениях, а списывали всё на аварию баржи.

И ещё вопрос.
А где именно именно лежит эта баржа? И как к ней ближе всего пройти от какого нибудь села(или дороги)?

Автор:  andreisirota [ Чт авг 05, 2010 10:29 ]
Заголовок сообщения:  Re: Малые реки самарского края

Добрый день всем.
Баржа лежит на правом берегу Кинеля, немного ниже старого автомобильного моста. Когда я учился к ней можно было подойти абсолютно без всяких проблем, но это было 20 лет назад. Возможно сейчас берегом кто-то владеет, возможно рельеф изменился... Будет встреча выпускников, съезжу и узнаю, кстати и про Богдановский мост тоже. Вполне вероятная вещь - он был разводной. Пленка от неё именно керосиновая, а не нефтяная, они здорово отличаются.
Искренне Ваш.

Автор:  andreisirota [ Пт авг 06, 2010 08:13 ]
Заголовок сообщения:  Re: Малые реки самарского края

Добрый день всем!
Вот что мне удалось найти на сайте А. Соснина http://library.riverships.ru/History/1962.htm :
В связи с тем, что после открытия Волжской ГЭС приток Волги река Черемшан стала судоходной на протяжении 90 километров от устья, принято решение заменить на линии Куйбышев - Мелекесс* теплоходы "ОМ" на поступившие в Куйбышевское пассажирское агентство дизель-электроходы "Россия" и "Эстония". В конце июня первый экспериментальный рейс до Мелекесса выполняет дизель-электроход "Эстония", и, несмотря на сложности для судоводителей на Черемшане, опыт признается удачным и линия открывается. Пассажиры довольны новыми судами, поскольку рейсы Куйбышев - Мелекесс весьма продолжительны, а на судах типа "ОМ" не было спальных мест.
Искренне Ваш

Страница 4 из 4 Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/