Самаратранс.info
http://www.samaratrans.info/forum1/

История речного транспорта на Волге
http://www.samaratrans.info/forum1/viewtopic.php?f=19&t=27752
Страница 1 из 2

Автор:  pavelp1976 [ Чт фев 11, 2010 12:31 ]
Заголовок сообщения:  История речного транспорта на Волге

Решил открыть новую тему и выложить сюда кое-что по истории речного транспорта на Волге.

Для начала информация о "Светлых песках".

"Светлые пески" это остановочный пункт на Волге на острове Голодный, остров расположен примерно напротив Завода Тарасова.

В Атласе 1990 года до пристани Светлые пески показано сразу два маршрута, от пристани Завод Тарасова и от пристани ЦПКиО.
http://s43.radikal.ru/i101/1002/b9/9ad4e2d24452.jpg

В справочнике тарифных расстояний 1971 года укзан ещё один маршрут, до несуществующей ныне пристани Водников.
http://s51.radikal.ru/i133/1002/16/5cfe199fc2b6.jpg

Сейчас уже давно нет пристани Светлые Пески. Вероятно сейчас вообще нет ни одного реглярного пассажирского маршрута на остров Голодный. Так что Светлые пески это уже история.

Автор:  neptun [ Пт фев 12, 2010 00:46 ]
Заголовок сообщения:  Re: История речного транспорта на Волге

Время в пути до З.Р. под ухвостьем Туристского с заходом на В.П., не превышало 20 мин, но главным образом было обусловлено условиями пути и невозможностью обходить остров сверху. Продолжалось это не долго - несколько лет. До 1990г прист. Верхний Пляж обслуживалась от Ульяновского спуска, а на З.Р. всегда ходили с Осипенко через приверх Туристского. На Осипенко по 1994 год включительно стояло два дебаркадера - один под линию на З.Р., второй для линии Самара - Г.П. При чем одним из них был тот который стоит сейчас, а второй как на Пляже им. Фрунзе.
Еще помню, в 1993г с Осипенко отправлялась линия до Рождествено, это было только один год.
На прист. Светлые пески ниразу не был. На атласе 1990г действительно есть две переправы, но они, видимо, прекратили свое существование вмести с левобережными пристынями ЦПКиО, З-д им. Тарасова и Студеный овраг в 1994г.
Про пристань Водников раньше не слышал, интересно разобраться. Видимо это совсем давняя история.

Автор:  Pro-man [ Пт фев 12, 2010 01:30 ]
Заголовок сообщения:  Re: История речного транспорта на Волге

nept писал(а):
На прист. Светлые пески ниразу не был. На атласе 1990г действительно есть две переправы, но они, видимо, прекратили свое существование вмести с левобережными пристынями ЦПКиО, З-д им. Тарасова и Студеный овраг в 1994г.

А я эту пристань (Светлые пески) вроде и не видел ни разу. ЦПКиО, Завод "КАТЭК", Студёный Овраг помню, "Москва" до Гавриловой Поляны в те времена ходила с остановками на всех этих пристанях (а также на Осипенко и Поляне Фрунзе), а в период с 1987 по 1995 гг. я этой линией пользовался по несколько раз в год. Но вот про то, что с ЦПКиО и Тарасова была переправа на Светлые пески, узнал только из этого же атласа, который попал ко мне в руки примерно лет 10 назад. Хотя, может просто не обращал внимания. Кстати, а мне вот запомнилось, что сначала убрали пристани ЦПКиО и Завод Тарасова, а Студеный овраг вроде бы проработал на одну навигацию дольше :?
Цитата:
Про пристань Водников раньше не слышал, интересно разобраться. Видимо это совсем давняя история.

Аналогично. Ее явно убрали до 90-х годов. А находилась она, надо полагать, где-то в районе Оврага Подпольщиков (судя по расстоянию).
Цитата:
На Осипенко по 1994 год включительно стояло два дебаркадера - один под линию на З.Р., второй для линии Самара - Г.П.

Помню, в 1996 или 1997 г. на линии на Зеленую рощу работало два судна - "Москва" и "Фарида Муртазина". Одно стояло на Осипенко, второе - на Зеленой роще. Было шесть рейсов в день, через каждые три часа (6:00, 9:00, 12:00, 15:00, 18:00, 21:00). Отправлялись оба судна одновременно, встречаясь в пути. Сама переправа занимала минут 10, не больше, основное время уходило на маневры при подходе к пристани. Остров Туристский обходили сверху (от Осипенко почти перпендикулярно Волге).

Автор:  pavelp1976 [ Пт фев 12, 2010 11:44 ]
Заголовок сообщения:  Re: История речного транспорта на Волге

Pro-man писал(а):
А я эту пристань (Светлые пески) вроде и не видел ни разу. ЦПКиО, Завод "КАТЭК", Студёный Овраг помню, "Москва" до Гавриловой Поляны в те времена ходила с остановками на всех этих пристанях (а также на Осипенко и Поляне Фрунзе)


Да, тогда суда этой линии заходили в Студеный овраг, но не заходили на Пляж Поляны Фрунзе. На Пляж Поляны Фрунзе заходили только суда переправной линии, но зато они ходили очень часто.
Потом убрали Студеный овраг и Пляж стал обслуживатся примерно как сейчас, большая часть рейсов была транзитная на Подгоры и Гаврилову поляну.
В конце 80х на Поляне Фрунзе стояло сразу три дебаркадера. Самый большой стоял напротив лестницы и обслуживал скоростные суда. Затем ниже по течению стоял дебаркадер поменьше и обслуживал линию на Гаврилову поляну. А ниже всех стоял самый маленький дебаркадер переправной линии, поэтому возле него построили павильон ожидания.

Переправу на Светлые пески я совершенно не помню, думаю что в конце 80х её уже не было.

А с пристанью Водники вопрос непростой. Она точно была выше по течению от Светлых песков, но не понимаю где именно. Проблема в том что в справочнике тарифных расстояний нет схемы реки. Есть только два списка остановочных пунктов.

Один список это базовые остановочные пункты, которые указаны в общей таблице расстояний.
http://i075.radikal.ru/1002/8c/fac93adc38df.jpg
Все эти тарифные расстояние указаны от Рыбинска, это НЕ расстояния по схеме реки.

А второй списко это список чисто пригородных остановочных пунктов.
http://s005.radikal.ru/i209/1002/4b/30c618ec9af1.jpg
Тут расстояния указаны просто от базовых пристней.

Из глобального списка видно что пристань Водников на два километра ниже Фрунзе и на четыре километра выше пристани ЦПКиО.
А из второго списка видно что Водников должна быть на два километра выше пристани Четвертой просеки. Только со вторым списком надо работать осторожно, нынешнего речного вокзала в 1971 году ещё не было, так что вообще не совсем понятно что они понимают под Куйбышевом.

Автор:  Pro-man [ Пт фев 12, 2010 13:55 ]
Заголовок сообщения:  Re: История речного транспорта на Волге

pavelp1976 писал(а):
Из глобального списка видно что пристань Водников на два километра ниже Фрунзе и на четыре километра выше пристани ЦПКиО.

А она точно была на левом берегу? Не на правом?
Цитата:
А из второго списка видно что Водников должна быть на два километра выше пристани Четвертой просеки.

Ну 4-я просека - это ул. Советской Армии, т.е. это пристань Завод им. Тарасова. Получается, что пристань Водников была где-то в районе санатория "Волга"?
Цитата:
Только со вторым списком надо работать осторожно, нынешнего речного вокзала в 1971 году ещё не было, так что вообще не совсем понятно что они понимают под Куйбышевом.

Тогда вроде были просто дебаркадеры и стояли они выше современного речвокзала, если не ошибаюсь, в районе улиц Красноармейской - Льва Толстого :?

Автор:  Nicolas [ Пт фев 12, 2010 14:25 ]
Заголовок сообщения:  Re: История речного транспорта на Волге

Pro-man писал(а):
pavelp1976 писал(а):
Из глобального списка видно что пристань Водников на два километра ниже Фрунзе и на четыре километра выше пристани ЦПКиО.

А она точно была на левом берегу? Не на правом?

В путеводителе 1966 года указано:
Цитата:
Городские переправы через реку Волгу: ... с причалов на Поляне им. Фрунзе, Осипенко, Водник, Парк культуры и отдыха, завод Катэк - на правый берег и с. Подгоры.

В последовательности остановок Водник стоит между Центральным парком и Поляной им. Фрунзе, и в нём отсутствует завод Катэк (т.е. на нём промежуточной остановки не было, а была лишь начальная?).

ЗЫ: в путеводителе 1976 года пристань Водник уже отсутствует.

ЗЫЫ: где была расположена пристань Угольная база?

Автор:  SlavaZ1975 [ Пт фев 12, 2010 14:36 ]
Заголовок сообщения:  Re: История речного транспорта на Волге

От одного известного в Самаре старого капитана мне достались несколько старых фотографий нашего местного флота. На них ОМ-142. Вопрос только в том, где это было снято? От капитана я тогда ответ не получил, может вы знаете:
Изображение

Изображение

А вот это уже фото из моей личной коллекции. Пристань в селе Владимировка,куда до середины 90-ых еще ходили "Ракеты" и "Восходы" :
Изображение

Автор:  neptun [ Пт фев 12, 2010 15:03 ]
Заголовок сообщения:  Re: История речного транспорта на Волге

Старый речвокзал находился на М.Горьково/Некрасовская. Новый открыли, по моему, как раз в 1971г.

Автор:  SlavaZ1975 [ Пт фев 12, 2010 15:15 ]
Заголовок сообщения:  Re: История речного транспорта на Волге

Да,совершенно верно. Старый речной вокзал находился под Некрасовским спуском:
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Автор:  neptun [ Пт фев 12, 2010 15:35 ]
Заголовок сообщения:  Re: История речного транспорта на Волге

Все эти преобразования в 1971г не случайны: новый речной порт, новое тарифное руководство, новые речные атласы, в т.ч. малых рек. В 70-71гг СГЭС вышла на проектную мощность, а Саратовское вдхр наполнилось до проектного уровня, что дало толчек новому этапу развития водного транспорта в Куйбышевской области.
Прист. Пляж им. Фрунзе включили в состав линии Осипенко - Г.П. в начале 2000х гг, до этого в 90-е с Осипенко до ПиФ прямого сообщения не было. Два причала на П.Ф. стояли до 2001г. Пристань Владимировка функционировала до 1995г включительно, Екатериновка - до 1994г. Не помню когда закрыли Брусяны, в 1991г она еще была, в 1995г - уже нет. Мордово работала последний раз в кризисном 1998г., причем закрыта была необычно рано - 01.09.

Автор:  pavelp1976 [ Пт фев 12, 2010 16:27 ]
Заголовок сообщения:  Re: История речного транспорта на Волге

Цитата:
А она точно была на левом берегу? Не на правом?

Из тарифного руководства это понять совершенно невозможно. Но я думаю что Водники были на левом берегу, тем более что и в путеводителе оказывается написано про эту пристань.

Цитата:
Ну 4-я просека - это ул. Советской Армии, т.е. это пристань Завод им. Тарасова. Получается, что пристань Водников была где-то в районе санатория "Волга"?

Вероятно так, других версий у меня пока нет. В конце концов достаточно логично было сделать пристань у такого известного санатория. Может быть в 1971 до этого санатория было ещё слишком сложно добираться обычным транспортом. Но это конечно просто версия.

Кстиа сказать, можно обратить внимание что в тарифном руководстве река называется Криуша, а не Кривуша, как в атласе 1990 года.

Автор:  AnthonyA [ Пт фев 12, 2010 17:12 ]
Заголовок сообщения:  Re: История речного транспорта на Волге

nept писал(а):
До 1990г прист. Верхний Пляж обслуживалась от Ульяновского спуска, а на З.Р. всегда ходили с Осипенко через приверх Туристского.

Добавлю - пристань В.Пляж обслуживалась на линии Самара-Рождествено.

Автор:  Pro-man [ Пт фев 12, 2010 17:21 ]
Заголовок сообщения:  Re: История речного транспорта на Волге

pavelp1976 писал(а):
Может быть в 1971 до этого санатория было ещё слишком сложно добираться обычным транспортом. Но это конечно просто версия.

Наверное так. 72-й автобус появился только в первой половине 90-х годов, и то, там был один ПАЗик. А были ли туда какие-то другие маршруты раньше, я точно не помню.
Цитата:
Кстиа сказать, можно обратить внимание что в тарифном руководстве река называется Криуша, а не Кривуша, как в атласе 1990 года.

А ее вроде и так и так называют, кто как привык. На современных топографических картах она фигурирует как Кривуша.

Автор:  pavelp1976 [ Сб фев 13, 2010 14:28 ]
Заголовок сообщения:  Оптимистическая советская книжка

В одной оптимистической советской научно-популярной книжке 1957 года
http://i055.radikal.ru/1002/e2/94c582732c7f.jpg
http://s43.radikal.ru/i102/1002/0e/d4530acd011f.jpg
http://s09.radikal.ru/i182/1002/0d/afee65fd3281.jpg
есть такие любопытные прогнозы:

Цитата:
Уже определились две, не исключающие одна другую, возможности применения атомного горючего на советском транспорте, а именно:
а) создание целой серии атомных электростанций, ток от которых будет приводить в движение электропоезда, трамваи, троллейбусы и даже суда-электроходы;
б) создание компактных, малогабаритных атомных силовых установок, размещаемых непосредственно на атомовозах, судах атомоходах и на других транспортных средствах.


Цитата:
Особенно большие перспективы сулит применение атомного горючего на судах морского транспорта при создании совершенно нового класса судов - морских и речных атомоходов.


Конечно понятно что Хрущёв вообще любил разнообразные оргинальные виды транспорта, и вообще в 50е годы общий настрой был очень оптимистичным. Но как мне кажется даже на общем фоне эта книжка выделяется. Не часто можно встретить прямое сравнение судов-электрохожов с троллейбусами(такие планы по судам реально были, но о них мало что известно), да и о речных атомоходах тоже мало кто мечтал.

Автор:  pavelp1976 [ Вт фев 16, 2010 16:37 ]
Заголовок сообщения:  Габариты судового хода по Волге

Оказывается после 1990 года была изменена габаритная ширина судового хода по Волге.

Вот данные за 1990 год из атласа 1990 года.
http://s001.radikal.ru/i194/1002/28/ac85a4abe8a6.jpg

А вот относительно современные данные с сайта федерального минтранса(PDF-файл).
http://www.mintrans.ru/pressa/Programma_ShipsWay_2006/Volga.pdf

У судового хода есть три основных габарита, глубина, ширина и радиус закругления. Так вот, глубина и радиус закругления остались прежними. Раньше на Саратовском водохранилище от Тольятти до Самары габаритная ширина судового хода была установлена 200 метров, а от Самары до Балаково 400м. А сейчас от Тольятти 15 км вниз габаритную ширину установили 100м, а дальше до Балково 200м.

Изменение гарантированной ширины судового хода это вероятно достаточно формальная вещь, тем не менее изменение любопытное.

Автор:  pavelp1976 [ Ср май 12, 2010 12:18 ]
Заголовок сообщения:  Октябрьск-Пристань

Многие пассажиры электричек Самара-Сызрань знают о том что между станцией Октябрьск и станцией Сызрань есть остановочный пункт
Октябрьск-Пристань.

Но уже мало кто помнит о том что некогда около Октябрьска на самом деле была переправа на другой берег Волги.

Вот схема этого участка из атласа ЕГС 1990 года. На схеме четко видно пристани Якобьевка и Быково на левом берегу.
http://s39.radikal.ru/i084/1005/6a/1ca29427d11c.jpg

А вот тарифное руководство 1973 года. В тарифном руководстве указаны тарифные расстояние между пристанями Октябрьск, Якобьевка и Быково(плюс указан какой-то странный пункт номер 1).
http://s58.radikal.ru/i161/1005/b8/631e0402397f.jpg
http://s005.radikal.ru/i209/1005/db/c70ab27e7170.jpg

Переправа в Октябрьске уже давно закрыта, от пристани Сызрань также уже давно нет пассажирских рейсов. Сейчас в Сызрани только одна переправа, по терминологии старого тарифного руководства между Засызран и Нижне-Сызранским(сейчас оба пункта могут именоватся по другому).

Переправа в Батраках(старое название Октябрьска) занимает заметное место в транспортной истории Самарского края. Дело в том что до комплексной реконструкции в 50х годах прошлого века сызранский железнодорожный мост был узким местом на железнодорожной сети. Это мост был однопутным(хотя уже с начала 20 века оба подхода к нему были двухпутные), мост был построен по слишком старым нормам(после 1870х годов нормативную нагрузку сильно увеличили), плюс к этому в 1918 году два пролёта моста были взорваны.

Поэтому в прежние времена Обшаровка была важной станцией, одно время там было даже оборотное депо, а доехать из Самары до Обшаровки было проще чем до Батраков. Поэтому в прошлые времена эта переправа в при определенных условиях даже имела некоторое региональное значение.

Хотя собственно сызранская переправа(в Нижне-Сызранское по тарифному справочнику) может похвастаться тем что её услугами в своё время воспользовался лично Владимир Ильич Ленин. Вот как звучит типичный рассказ об этом:

Цитата:
Дело купца Арефьева

О третьем выигранном Ульяновым судебном процессе в советское время очень много писали в различных исторических и краеведческих сборниках. Инцидент произошел летом 1892 года, когда Владимир Ильич вместе со своим шурином Марком Елизаровым ехал через Сызрань в гости к брату последнего, жившего в деревне Бестужевке, на противоположном от Сызрани берегу Волги. Когда они прибыли на переправу, выяснилось, что перевоз пассажиров на другой берег самовольно захватил здешний купец Арефьев. Все люди, желающие переправиться в Бестужевку и обратно, плавали исключительно на пароходах купца, а прочих лодочников, пытавшихся также заработать на перевозе, Арефьев приказывал догонять и возвращать обратно.
Ульянов и Елизаров очень торопились и не захотели ждать парохода. Наняв частную лодку, они даже смогли довольно далеко отплыть на ней от берега, но люди Арефьева их догнали и вернули обратно в Сызрань. Однако Владимир Ильич непосредственно на месте происшествия записал фамилии и адреса всех участников инцидента и многочисленных свидетелей, а еще через неделю по жалобе пострадавшего присяжного поверенного Арефьев был вызван в суд, где ему предъявили обвинение в самоуправстве.
Конечно же, купец, пользуясь своими связями, постарался максимально затянуть дело, надеясь, что Ульянову в конце концов надоест ездить из Самары в Сызрань. Однако Владимир Ильич пошел на принцип, и в итоге добился своего. Лишь с третьего раза, уже осенью, когда все возможные зацепки для откладывания дела были использованы, сызранский судья был вынужден начать рассмотрение дела. Выслушав всех свидетелей и изучив прилагавшиеся материалы, суд вынес приговор: заключение в арестный дом на один месяц. Опозоренный Арефьев был вынужден отсидеть свой срок «от звонка до звонка».

Автор:  neptun [ Ср май 12, 2010 14:01 ]
Заголовок сообщения:  Re: История речного транспорта на Волге

Ах, золотое советское время, социалистическая романтика, фантастическая транспортная обеспеченность и интегральная транспортная доступность :(
Бало, такое. И пристань в Октябрьске и переправы и скоростной причал и скорые транзитные линии в Сызрани. От этого остались только недостроенный вокзал в Сызрани, осиротевший дебаркадер, а в Октябрьске - только название ж.д. платформы.
Но все-таки пассажирская линия в Сызрани работает. Чуть выше на форуме и на сайте информация о ней актуализирована.

Автор:  Nicolas [ Пт авг 27, 2010 15:33 ]
Заголовок сообщения:  Re: История речного транспорта на Волге

На многих картах упоминается пристань "Совхоз им. Масленникова", есть информация до какого года она существовала и какие линии обслуживала?

Автор:  Pro-man [ Пт авг 27, 2010 17:20 ]
Заголовок сообщения:  Re: История речного транспорта на Волге

Nicolas писал(а):
На многих картах упоминается пристань "Совхоз им. Масленникова", есть информация до какого года она существовала и какие линии обслуживала?

Насколько я знаю, это была промежуточная остановка скоростных судов на линии "Самара - Совхоз им. Масленникова - Винновка - Лбище - Екатериновка - Владимировка". В 90-х годах половину остановочных пунктов позакрывали, в итоге к 2000-м оставались только Винновка и Лбище. Когда закрыли "Совхоз" сказать не могу, но знаю, что в 1998 и 1999 годах ее уже точно не было.

Автор:  SlavaZ1975 [ Пт авг 27, 2010 22:29 ]
Заголовок сообщения:  Re: История речного транспорта на Волге

Не помню, чтобы на Совхоз Масленникова заходили скоростные суда. Вообще, это была пристань на линии Самара-Шелехметь. Заходили туда теплоходы типа "Москва". Скоростные суда тоже выполняли рейсы до Шелехмети,но шли они по Воложке минуя промежуточные остановки.

Страница 1 из 2 Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/