Порядок регистрации: 1) регистрируетесь на форуме 2) посылаете свой ник на емайл rootaria гав gmail.com 3) мы вас активируем в ручном режиме в разумный срок. Увы - это защита от спама и вынужденная мера.

Текущее время: Вт сен 22, 2020 06:21

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Пт авг 27, 2010 15:35 
Хочу выложить в эту тему информацию по речным пассажирским судам, которые сейчас реально строятся или реально покупаются в современной России(то есть после 1990 года). Начну со скоростных судов.

Флагман современного российского скоростного судостроения это конечно проект А45.
http://www.zdship.ru/index.php?cat=zaa&filter%5B0%5D%5Btype%5D=4&filter%5B0%5D%5Bvalue%5D=64
http://www.zdship.ru/index.php?cat=zaa&filter%5B0%5D%5Btype%5D=4&filter%5B0%5D%5Bvalue%5D=99
Суда этого проекта выпускаются в Зеленодольске в Татарстане(в советское время это завод делал Метеоры). А вот собственно проект А45 разработало некое петербургское ООО «Агат Дизайн Бюро»(то есть нижегородские проектировщики классических СПК к этому проекту никакого отношения не имеют).

Проект А45 это судя по всему полностью российский проект. Насколько известно, никаких советских корней у этого проекта нет, подготовка к выпуску началась только в начале 2000х.
Проект А45 также является серийным(выпущено 5 судов) и сейчас этот проект открыт для заказов.

В начале 2000х одно судно этого проекта в ведомственном варианте было сделано для Якутска. А в 2008-2009 году было сделано 4 пассажирских судна для Красноярска. С тех пор судя по всему ни одного реального заказа у завода нет. Хотя планов у завода очень много, вплоть до того чтобы сделать несколько десятков судов этого проекта для своего родного Татарстана.

Основные характеристики судна вполне соответствуют характеристикам старых типовых советских СПК, а конкретно Метеорам(которые и выпускались в Зеленодольске до начала производства А45).

Как и Метеор, А45 имеет два быстроходных дизеля и максимальную скорость 70 км/ч. Пассажировместимость вполне соответствует Метеору. У Метеора пассажировместимость примерно 120-150 человек. У А45 в первоначальной рекламе была заявлена вместимость 150 человек. Но уже для красноярских судов обещания оказались значительно скромнее, 100-120 человек с багажом. Номинальный класс мореходности и у Метеора и у А45 это "О". Хотя теоретически можно ожидать что у Метеора мореходность несколько лучше, СПК обычно выигрывают по мореходности у глиссеров.

Преимущества у проекта А45 тоже есть. Если Метеор имеет подводные крылья и два гребных винта, то А45 это глиссер с двумя водомётами. За счёт такого конструктивного решения у А45 значительно меньше требуемая глубина. Если Метеору для гарантированно беспроблемной работы нужна глубина примерно 2,5м, то А45 вполне достаточно 1м. Для сибирских и северных рек это довольно актуальное преимущество, там гарантированная глубина 2,5 есть далеко не везде.
Также А45 может высаживать пассажиров прямо на берег. Это актуально для тех маршрутов где нет ни хороших причалов, ни плавучих дебаркадеров. Для классических СПК типа Метеора это невозможна, для таких СПК наоборот нужна гарантированная глубина у причала.
Также можно ожидать что А45 в эксплуатации несколько гибче Метеора. У Метеора скорость выхода на крылья не менее 55 км/ч(эксплуатация на меньше скорости невыгодна), а при сильной перегрузке Метеор не выйдет на крылья. Глиссирующий А45 вероятно менее скандальный, вероятно у А45 больше диапазон экономичных скоростей и А45 лучше переносит перегруз.

Стоит А45 примерно как говорящий слон. Если в первоначальной рекламе говорили о 2 миллионах евро за штуку, то в красноярской поставке речь шла уже о 96 миллионах рублей за каждый.
http://etatar.ru/9/11856
http://www.press-line.ru/content/view/121334/242/
Это мягко говоря очень дорого. Наземный транспорт аналогичного уровня скорости и комфорта стоит примерно в десять раз дешевле. Электрички сейчас я думаю стоят примерно 10-15 миллионов рублей за вагон. А автобусы аналогичной пассажировместимости стоят примерно от 5 миллионов рублей(пять штук обычных пазиков) до 15-20 миллионов рублей(это два-три брендовых автобусов туристического класса).

Так что цена у некрылатого А45 вполне самолётного уровня. Хотя справедливости ради можно отметить что А45 всё таки значительно дешевле новых российских самолётов. Самарский Ан-140 например стоит около 500 миллионов рублей при пассажировместимости 50 человек. Правда у самолёта значительно выше максимальная скорость(примерно 540км/ч против 70 км/ч), но всё равно А45 значительно дешевле Ан-140.

Отбить цену А45 на коммерческой работе малореально. Стоимость 100 миллионов рублей, ресурс 25 лет. Итого в год надо зарабатывать 4 миллиона рублей. Считая высокий речной сезон в 100 дней, в день надо зарабатывать 40 тысяч(и это только чтобы отбить первоначальные инвестиции). В принципе это реальная цифра, вместимость судна более 100 человек, а цена на билеты в Красноярске больше тысячи рублей(то есть достаточно одного рейса в день с хорошей загрузкой). Но вот например для направления Самара-Ширяево, если считать цену билетов в 100 рублей, в день надо продать 400 билетов. То есть два рейса туда/обратно с полной загрузкой. А чтобы заработать на топливо, ремонт и зарплату, фактически я думаю надо делать не меньше 4 рейсов в день с полной загрузкой. Теоретически это возможно, но практически это очень малореально.

Так что А45 с экономической точки зрения это вполне современное российское судно, жутко дорогое и безнадёжно убыточное. Купить и содержать такое судно можно только за счёт бюджетных дотаций.

Что касается Самары и Тольятти.
Для Самары А45 никаких особых достоинств не имеет. Малая осадка и высадка носом в берег для Самары практически неактуальны, класс "О" на тоже не нужен. С точки зрения надёжности два двигателя нам тоже не слишком актуальны, все линии рядом с портом и полно резервных судов. А мощность и вместимость судна(2 двигателя и 120 человек) для современных самарских линий даже избыточны.
Для Тольятти А45 более подходит, им нужен класс "О" и два двигателя. Но тут вопрос как А45 фактически сможет работать в штормовых условиях.

Тем не менее А45 это сейчас довольно вероятный кандидат на покупку. Это собственно единственное серийно выпускаемое скоростное судно в России, да и делают его наши соседи. Так что если самарский областной бюджет пробьёт на щедрость, А45 вполне сможет появится и в Самарской области. 100 миллионов это вполне посильные деньги для нашего областного бюджета.
Хотя для Самары сейчас гораздо выгоднее вмести в строй два Восхода из хранения. Восходы(с одним двигателем и на 70 человек) хорошо подходят к современным самарским линиям. А ремонт двух Восходов с заменой двигателей будет стоить(даже в самом дорогом варианте) в несколько раз дешевле покупки одного нового А45.


Вернуться к началу
  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Пт авг 27, 2010 17:28 
Не в сети
Администратор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср ноя 23, 2005 02:06
Сообщения: 12640
Откуда: Куйбышев / Самара
pavelp1976 писал(а):
У Метеора пассажировместимость примерно 120-150 человек.

Если совсем точно, то 123 человека (это количество сидячих мест) :wink:

_________________
"В тоннеле пахло выхлопными газами от тяжелых грузовых машин. Шофер ворчал, что грузовики теперь стали длиннее товарных вагонов, никак их не обойдешь, попробуй тут соблюсти график. И когда наконец выстроят второй тоннель?" © Л. Карлье


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Линда
СообщениеДобавлено: Пт сен 03, 2010 17:53 
Ещё один относительно современный российский проект это суда типа Линда.
http://www.zdship.ru/index.php?cat=zaa&filter%5B0%5D%5Btype%5D=4&filter%5B0%5D%5Bvalue%5D=59
http://www.zdship.ru/index.php?cat=zaa&filter%5B0%5D%5Btype%5D=4&filter%5B0%5D%5Bvalue%5D=60

Эти теплоходы выпускались в Зеленодольске(где традиционно выпускались Метеоры), а проект сделали в Нижнем Новгороде, в ОКБ им. Алексеева(традиционном проектировщике советских СПК).

Есть два варианта теплохода. Просто пассажирский теплоход проекта 14200, построено 14 штук. И вариант ведомственного теплохода 14201, построена 1 штука.

Таким образом всего в серии 15 судов, то есть серия довольно приличная. Точных данных по датам выпуска я не нашел. Но судя по всему выпуск начался в начале 90х(или в самом конце 80х) и продолжался до начала 2000х(или до конца 90х). Таким образом это скорее российский проект, хотя и с советскими корнями.

Большая часть пассажирских судов(вероятно 9 из 14) попала в Югру и сейчас работает на Иртыше и Оби в городах типа Ханты-Мансийска и Нижневартовска. Ещё несколько штук пассажирских судов попало в разные регионы в европейской части страны, например одно такое судно есть в Москве. Единственный ведомственный теплоход остался в Татарстане.

Первоначально Линда позиционировалсь как прогрессивное судно
[url]ship.bsu.by/download/book/6316.pdf[/url]
Цитата:
Рис.71. Первые серийные пассажирские суда на воздушной каверне «Линда» (L=24 м, В=4 м, Т=0,95 м, D=25 т, v=61 км/ч и N=1000 л.с), построенные в СССР в 1993 г., по своим характеристикам близки знаменитым алексеевским СПК «Ракета» (см. рис.58), однако обладают рядом очевидных преимуществ, очень важных для речных пассажирских судов, в том числе энергетического характера: 25-процентная экономия топлива, малая осадка и низкий уровень шума и вибрации.


http://www.vnpinfo.ru/statyi/0507(04)_
Цитата:
— Суда с воздушной каверной (то есть воздушной смазкой на днище) мы разрабатываем уже лет пятнадцать. Суда этого типа несколько уступают по гидродинамическим качествам судам на подводных крыльях, но выигрывают за счет конструктивной простоты. При этом имеют широкие эксплуатационные возможности. И очень отрадно, что такие суда широко востребованы не только за рубежом, но и в нашей стране.

Например, пассажирское судно с воздушной каверной «Линда» пользуется большим спросом в Ханты-Мансийском округе. Там навигация непродолжительная, поэтому флотская инфраструктура слабо развита. А такой теплоход, как «Линда», имеет малую осадку, поэтому может причаливать даже к необорудованному берегу, что весьма экономично.


http://www.vnpinfo.ru/statyi/?id=887
Цитата:
И еще одно направление — суда на воздушной каверне. Они сейчас широко используются пограничниками и таможенниками. Эти катера водоизмещением около 100 тонн развивают скорость 50 узлов. Также по нашему проекту на Зеленодольском заводе серийно строятся пассажирские суда на воздушной каверне «Линда».


Похвалы в адрес Линды носят достаточно рекламных характер.

Конструктивно это фактически просто глиссирующее судно. Судя по всему, так называемую воздушную каверну до ума так и не смогли довести, так что характеристики у Линды просто как у хорошего глиссера. Движитель у Линды это традиционный гребной винт. Габаритная осадка Линды всего 0,95м. Но за счёт наличия традиционного гребного винта мелководье для неё это некоторая проблема.

Таким образом, Линда это глиссер(как и проект А45). Но при этом у Линды обычный гребной винт(у А45 водомёт).
При этом у Линды один главный двигатель(у А45 два). То есть Линда это аналог Восхода, а А45 это аналог Метеора.

Двигатель у Линды это один быстроходный ленинградский дизель. По размерам и пассажировместимости Линда также соответствует обычным однодвигательным СПК типа Восхода. Но максимальная скорость Линды заметно меньше, 55км/ч против 70 км/ч Так что по экономике Восход почти наверняка лучше Линды.

Реальное преимущество Линды это низкая осадка. 0,95м это значительно меньше осадки большинства стандартных судов, примерно такую осадку имеют старые суда типа Москвич.

СПК специальных типов(Полесье и Беларусь) тоже имеют осадка около метра. Но этим СПК в любом случае нужна глубина у причала. А Линда конструктивно может работать от необорудованного берега, у Линды есть специальный носовой трап.

В принципе у Линды есть своя ниша. В отличие от СПК судно может работать от необорудованного берега, а в отличие от обычных Москвичей Линда это скоростное судно. Считается, что для некоторых сибирских рек это актуальное сочетание.

Но для Самары Линда особых достоинств не имеет. Кроме Гавриловой Поляны проблем с глубиной у нас вообще нигде нет, а работу без дебаркадеров наш речной порт всё равно практически не практикует(только Проран несколько недель в году). Поэтому в Самаре Восход почти наверняка выгоднее Линды.

Для Тольяти Линда пожалуй тоже ен слишком подходит. Номинально у Линды класс "О", то есть она могла бы работать в Тольятти. Но легкий глиссер с одним двигателем пожалуй слишком слабоват для Куйбышевского водохранилища.

Текущий статус проекта Линды неясен. Теоретически эти суда до сих пор есть в каталоге зеленодольского завода. Но практически уже около десяти лет новых судов этого проекта не производится и заказов на них нет.

В 2003 году журналисты даже записали Линду в разряд старья вместе с Метеорами и написали что Линду заменят А45.
Хотя это явная натяжка, по пассажировместимости А45 в два раза больше Линды, так что о прямой замене нельзя говорить.
http://www.vnpinfo.ru/statyi/0205(04)_7798
Цитата:
Как предполагают заводские менеджеры, новое судно в скором времени придет на смену теплоходам типа «Метеор» и «Линда».


Впрочем журналисты и сами в этом не уверены, в 2006 это же издание написало в проекте Линды как о живом.
http://www.vnpinfo.ru/statyi/?id=436
Цитата:
— Дух Алексеева живет в конструкторском бюро и в настоящее время. Ведутся работы по скоростному судостроению. В последнее десятилетие созданы суда на воздушной каверне. Серийные пассажирские суда типа «Линда» строятся на Зеленодольском судостроительном заводе.


Но всё таки скорее всего после начала выпуска А45 проект Линды закрыли, я думаю новых судов этого типа больше нельзя заказать.


Вернуться к началу
  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Метеор
СообщениеДобавлено: Ср сен 08, 2010 17:26 
Классические СПК типа Метеор до сих пор присутствуют на официальном сайте Зеленодольского завода в каталоге продукции.
http://www.zdship.ru/index.php?cat=zaa&filter%5B0%5D%5Btype%5D=4&filter%5B0%5D%5Bvalue%5D=62
http://www.zdship.ru/index.php?cat=zaa&filter%5B0%5D%5Btype%5D=4&filter%5B0%5D%5Bvalue%5D=61

Зеленодольск это традиционный производитель Метеоров. А сам Метеор это классическое советское крылатое судно. Судно традиционное, два быстроходных дизеля и обычные винты.

Метеор это один из Самых первых проектов советских речных СПК. Первый Метеор был выпущен ещё в 1960 году. Так что как проект Метеор всего на несколько лет моложе Ракеты и гораздо старше Восхода. Но проект оказался удачным.
http://www.spkflot.ru/meteor.htm
В советское время интенсивное производство Метеоров продолжалось до 1991 года. Затем по инерции выпуск шёл до 1996 года, в это время выпускали в среднем не больше одного судна в год. А с тех пор по Метеорам было два заказа.

Сначала китайцы в 1997 купили два Метеора для работы на Янзцы.
http://www.kommersant.ru/doc-y.aspx?DocsID=183834
Цитата:
Татарские "Метеоры-2000" уплывут в Китай
На Зеленодольском судостроительном заводе (Татария) началась сборка "Метеоров-2000" — модернизированного варианта широко известного теплохода на подводных крыльях. От прежнего "Метеора" в наследство новому теплоходу достался лишь корпус. Вместо прежних силовых установок производства петербургского завода "Звезда" татарские судостроители ставят теперь дизельные двигатели немецкой компании Deutz Motoren Werke Mannheim. По предварительным данным, каждый "Метеор-2000" будет продаваться за $1 млн (то есть в два раза дороже теплохода старой конструкции).


А потом в начале 2000х Югра(ОАО Севречфлот, они же купили 9 судов проекта Линда на этом же заводе в Зеленодольске) купила ещё два Метеора. Последний пришёл заказчику в 2006 году.
http://www.mashportal.ru/machinery_news-4265.aspx
Цитата:
В 2006 году речники ожидают поставку нового скоростного теплохода "Метеор", рассчитанного на 121 место, в нем предусмотрен салон бизнес-класса. Курсировать судно будет на межрегиональных линиях. В 2005 году ОАО "Зеленодольский завод им. Горького", где был размещен заказ, не уложился в сроки поставки. Сложность заключается и в том, что такой крупный теплоход можно доставить в округ только Северным морским путем.


Эти два Метеора для Югры скорее всего были не новые, скорее всего это была достройка корпусов из советских запасов. Хотя точной информации на это счёт нет.

Таким образом проект Метеор продержался в производстве(от начала строительства первого судна до сдачи заказчику последнего) почти 50 лет. Это редкое долголетие для речных судов, все остальные проекты СПК продержались в производстве меньше.

Но сейчас судя по всему проект Метеора закрыт. Правда он до сих пор есть на сайте завода в каталоге продукции. Но с 2006 года по этому проекту нет никакой информации, ни по выпуску, ни по возможным заказам. Также сообщалось, что после начала производств проекта А45 проект Метеора закрыт.

Итого в Зеленодольске после 1991 выпускали три типа судов, Линда, А45, Метеор.
Метеоров сделали около 8 штук, последняя поставка 2006 год, проект скорее всего закрыт.
Линд сделали около 15 штук, последняя поставка не позже начала 2000х, проект скорее всего закрыт.
А45 сделали 5 штук, последняя поставка 2009 год, проект открытый. Возможно что сейчас в постройке два судня этого проекта.
http://www.tatar-inform.ru/news/2008/03/11/101988/
Цитата:
Зеленодольский завод им.A.M.Горького, широко известный своими речными судами на подводных крыльях «Метеор», начал строительство серии из шести скоростных пассажирских теплоходов проекта А45-1. Из них четыре будут работать в Красноярском крае, их планируется отправить на Енисей в этом году. Заинтересованность в приобретении таких судов выразили также речные предприятия других регионов России.

Но информация насчёт двух судов проекта А45 в постройке неточная.
Также в каталоге Зеленодольского завода есть описание проекта А145, но это пока чисто бумажный проект.

Итого примерно за 20 лет в Зеленодольске сделали около 30 скоростных судов. В среднем это получается полтора судна в год, в год обычно делали не больше двух судов. Не слишком много, но в целом в штуках объем выпуска довольно заметный и довольно стабильный.


Вернуться к началу
  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Завод Волга
СообщениеДобавлено: Пт сен 17, 2010 14:39 
Следующий производитель скоростных пассажирских судов в России это ОАО "Судостроительный завод "Волга" в Нижнем Новгороде.

Их последний заказ это два СПК Ласточка для Китая.
http://www.volga-shipyard.com/index.php?lang=rus&section=products&catid=4&craft_id=24
http://www.hs-ships.ru/pages.phtm?f=2&p=12

Проект Ласточка в целом можно считать современным российским проектом. Судя по всему, всего по этому проекту построили три судна. Одно судно построили в конце 80х, вероятно это судно осталось в России. А затем после длительного перерыва в 2004 годы выпустили 2 судна для Китая.

Ласточка это СПК классического алексеевского типа, у судна обычные подводные крылья и гребные винты. Основная отличительная особенность судна это повышенная мощность. Размеры и пассажировместимость у Ласточки примерно как у Восхода. Но у Ласточки два быстроходных дизеля и два винта(а у Восхода один дизель и один винт). За счёт этого Ласточка существенно быстрее Восхода(максимальная скорость выше на 15-20 км/ч) и существенно надежнее(у Ласточки полностью дублированные двигатели и винты).

Но сточки зрения экономики это конечно очень невыгодно. По пассажировместимости Ласточка больше Восхода всего на 10-15%, а расход топлива у Ласточки в два раза больше. То есть Ласточка может быть востребована только достаточно обеспеченными пассажирами, готовыми платить деньги за повышенную скорость и повышенную надёжность.

К Самарской области это не относится. Пассажиры у нас бедные, а все уцелевшие линии короткие. Поэтому для современных Самарской области Ласточка без вариантов проигрывает Восходу.

Ну а в целом Ласточка любопытный пример современного СПК. Хотя по времени выпуска последние Ласточки сделали немного раньше последних Метеоров(2004 год против 2006), но Метеор это проект 50х годов, а Ласточка это проект 80х годов.
По совокупности новизны проекты и времени постройки последних судов проекта я думаю можно назвать Ласточки самыми современными российскими СПК.


Вернуться к началу
  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Катран
СообщениеДобавлено: Пн сен 20, 2010 11:55 
Ещё один новый российский проект СПК это Катран.
http://www.volga-shipyard.com/index.php?section=katran&lang=rus

Катран это модернизированная Колхида, но Катран получил собственное название проекта. На судостроительном заводе Волга в Нижнем Новгороде в 1994-1996 года было выпущено 4 таких судна. У этих 4 судов была сложная судьба. Все четыре отправили на экспорт на некие острова в Карибском море. С этих островов они быстро попали и довольно долго там работали. Но не слишком успешно, через несколько лет два судна продали в Словению на Адриатическое море, а ещё через несколько лет оставшиеся два продали в Россию на Черное море. Так что теперь эти два Катрана составляют основу флота Южной транспортной компании(рейсы СПК типа Новороссийск - Сочи и Новороссийск - Ялта).

Катраны по мощности двигателей и по пассажировместимости примерно равны Метеорам. Катранам нужна большая глубина(у них осадка 3,5м против 2,5 у Метеора), за счёт этого у них должна быть большая мореходность. Теоретически Катраны могли бы работать в Самарской области, у нас на всех магистральных ходах гарантированная глубина 4м. Катрану особенно подошло бы Куйбышевское водохранилище, там большие глубины и нужна повышенная мореходность. Но практически им тут делать нечего, судно с вместимостью 150 человек слишком сложно загрузить, а его повышенная мореходность на практике никому не нужна.

В целом проект Катран можно считать закрытым, завод его больше даже не предлагает к продаже. Всего было выпущено 4 судна, а сам проект чисто российский(хотя по факту это просто модернизация советской Колхиды).

На замену Катранам и Колхидам завод предлагает проект Комета-130
http://www.volga-shipyard.com/index.php?lang=rus&section=projects&catid=6&craft_id=7
Но особых перспектив у этого проекта нет, нижегородский губернатор публично отказался его поддержать, и даже Олимпиада в Сочи пока никак не помогла продвижению проекта Кометы-130.

Итого судостроительный завод Волга за российский период сделал 6 СПК, 4 Катрана и 2 Ласточки(плюс возможно ещё что-то в самом начале 90х годов). Итого это получается примерно 1 СПК в три года, последняя поставка СПК было 6 лет назад.

Так что нижегородский завод сильно проигрывает зеленодольскому и по объемам выпуска в штуках, и по времени последней поставки. Но зато нижегородский завод все 6 своих СПК продал на экспорт(2 в Китай, а 4 в Карибское море), хотя 2 их судна уже вернулись в Россию. А зеленодольский завод все свои СПК(кроме 2 Метеоров для Китая) продал в России.

Сейчас нижегородский завод теоретически выпускает Ласточки и может выпускать Кометы 130. Но оба проекта выглядят подвисшими. У Ласточки последний поставка была 6 лет назад в Китай, в Комету 130 не поддерживают даже нижегородские власти.

Так что перспективы зеленодольского завода явно лучше, у них есть свежие российские заказы и поддержка властей.


Вернуться к началу
  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB