Многие пассажиры электричек Самара-Сызрань знают о том что между станцией Октябрьск и станцией Сызрань есть остановочный пункт
Октябрьск-Пристань.
Но уже мало кто помнит о том что некогда около Октябрьска на самом деле была переправа на другой берег Волги.
Вот схема этого участка из атласа ЕГС 1990 года. На схеме четко видно пристани Якобьевка и Быково на левом берегу.
http://s39.radikal.ru/i084/1005/6a/1ca29427d11c.jpgА вот тарифное руководство 1973 года. В тарифном руководстве указаны тарифные расстояние между пристанями Октябрьск, Якобьевка и Быково(плюс указан какой-то странный пункт номер 1).
http://s58.radikal.ru/i161/1005/b8/631e0402397f.jpghttp://s005.radikal.ru/i209/1005/db/c70ab27e7170.jpgПереправа в Октябрьске уже давно закрыта, от пристани Сызрань также уже давно нет пассажирских рейсов. Сейчас в Сызрани только одна переправа, по терминологии старого тарифного руководства между Засызран и Нижне-Сызранским(сейчас оба пункта могут именоватся по другому).
Переправа в Батраках(старое название Октябрьска) занимает заметное место в транспортной истории Самарского края. Дело в том что до комплексной реконструкции в 50х годах прошлого века сызранский железнодорожный мост был узким местом на железнодорожной сети. Это мост был однопутным(хотя уже с начала 20 века оба подхода к нему были двухпутные), мост был построен по слишком старым нормам(после 1870х годов нормативную нагрузку сильно увеличили), плюс к этому в 1918 году два пролёта моста были взорваны.
Поэтому в прежние времена Обшаровка была важной станцией, одно время там было даже оборотное депо, а доехать из Самары до Обшаровки было проще чем до Батраков. Поэтому в прошлые времена эта переправа в при определенных условиях даже имела некоторое региональное значение.
Хотя собственно сызранская переправа(в Нижне-Сызранское по тарифному справочнику) может похвастаться тем что её услугами в своё время воспользовался лично Владимир Ильич Ленин. Вот как звучит типичный рассказ об этом:
Цитата:
Дело купца Арефьева
О третьем выигранном Ульяновым судебном процессе в советское время очень много писали в различных исторических и краеведческих сборниках. Инцидент произошел летом 1892 года, когда Владимир Ильич вместе со своим шурином Марком Елизаровым ехал через Сызрань в гости к брату последнего, жившего в деревне Бестужевке, на противоположном от Сызрани берегу Волги. Когда они прибыли на переправу, выяснилось, что перевоз пассажиров на другой берег самовольно захватил здешний купец Арефьев. Все люди, желающие переправиться в Бестужевку и обратно, плавали исключительно на пароходах купца, а прочих лодочников, пытавшихся также заработать на перевозе, Арефьев приказывал догонять и возвращать обратно.
Ульянов и Елизаров очень торопились и не захотели ждать парохода. Наняв частную лодку, они даже смогли довольно далеко отплыть на ней от берега, но люди Арефьева их догнали и вернули обратно в Сызрань. Однако Владимир Ильич непосредственно на месте происшествия записал фамилии и адреса всех участников инцидента и многочисленных свидетелей, а еще через неделю по жалобе пострадавшего присяжного поверенного Арефьев был вызван в суд, где ему предъявили обвинение в самоуправстве.
Конечно же, купец, пользуясь своими связями, постарался максимально затянуть дело, надеясь, что Ульянову в конце концов надоест ездить из Самары в Сызрань. Однако Владимир Ильич пошел на принцип, и в итоге добился своего. Лишь с третьего раза, уже осенью, когда все возможные зацепки для откладывания дела были использованы, сызранский судья был вынужден начать рассмотрение дела. Выслушав всех свидетелей и изучив прилагавшиеся материалы, суд вынес приговор: заключение в арестный дом на один месяц. Опозоренный Арефьев был вынужден отсидеть свой срок «от звонка до звонка».