Вчера произошёл очередной этап структурной реформы пригородного транспорта Самарской области, вышло на новый этап создание СППК - ОАО "Самарская пригородная пассажирская компания". Вот новость на сайте дороги.
http://kbsh.rzd.ru/isvp/public/kbshzd?STRUCTURE_ID=5&layer_id=4069&refererLayerId=3307&date_begin=&date_end=&id=111832Вот информация о новом обществе на сайте РЖД.
http://dzo.rzd.ru/isvp/public/dzo?STRUCTURE_ID=25&layer_id=963&refererLayerId=961&id=774СППК была создана уже с 1 января, но тогда создание было чисто фиктивным. А сейчас судя по всему СППК переделали по стандартному образцу пригородных компаний РЖД.
Область будет иметь в новом обществе 51%, в знак этого руководителем нового общества назначен человек из областного правительства. Это несколько нетипично для РЖД, обычно 51% в пригородных компаниях имеет как раз РЖД(а не регион). Но это в любом случае непринципиально. Никакой потенциально прибыльной собственности у СППК все равно нет, и всё равно СППК абсолютно полностью зависит от РЖД.
Любопытно посмотреть на официальную статистику.
Цитата:
В настоящее время по территории Самарской области курсирует 70 пригородных поездов. За восемь месяцев 2010 года в пригородном сообщении перевезено более 6, 5 млн. пассажиров. Ежесуточно отправляется в среднем 26 917 человек. Наибольшим пассажиропоток (59% от общего количества отправленных пассажиров) является на участке Самара – Сызрань.
Налицо типичные признаки угасающего бизнеса.
Годовой пассажиропоток СППК всего 10 миллионов человек. То есть средний житель Самарской области пользуется услугами СППК всего три раза в год. Это крайне низкий показатель, особенно в сравнении с охватом СППК. СППК обслуживает многие сотни километров линий и обслуживает 10 городов области из 11. Всего в зоне обслуживания СППК проживает более 80% жителей области.
Сочетание очень высокого охвата с очень низким спросом это верный признак угасающего бизнеса. Любопытно сравнить СППК и метро. В абсолютном выражении пассажиропоток метро примерно в два раза больше, в год на одного жителя центральных районов Самары приходится около 20 поездок. При этом длина метро 10 километров, что во много десятков раз меньше длины линий СППК.
Налицо типичная современная транспортная тенденция: всем надо метро, а электрички уже даром никому не нужны.
Второй признак угасающего бизнеса это резкая неравномерность трафика. Участок Самара-Сызрань это всего лишь один из восьми участков СППК, а Сызрань это только третий по величине город региона. Тем не менее этот участок генерирует 60% пассажиропотока. Очевидно, что это обеспечивает внерыночное преимущество СППК, отсутствие автомобильного моста возле Сызрани. также очевидно что в Случае строительства автомобильного моста в этом месте пассажиропоток СППК упадёт упадёт в три раза. Такая сильная зависимость бизнеса от внерыночных факторов(отсутствие моста) и сторонних людей(решение о месте строительства моста будут принимать федералы) это также верный признак угасающего бизнеса.