Ижевск.Первое, что я увидел, выйдя из здания вокзала в Ижевске в
4 часа утра и предвкушая не менее чем часовое ожидание какого-либо транспорта - трамвай, двигавшийся нулевым рейсом третьего маршрута в сторону ДС "Ул. Московская". Т.к. от вокзала до вышеупомянутой ДС всего одна остановка, через пару минут трамвай вернулся, двигаясь по маршруту. То, что трамвай был модернизантом T3RF, еще больше усилило первое впечатление от города. Ну а когда я сел в трамвай и услышал в автоинформаторе объявление (за точность не ручаюсь, но смысл такой): "Уважаемые пассажиры, МУП "ИжГЭТ" благодарит Вас за то, что вы выбрали электротранспорт - самый быстрый и экологически чистый вид транспорта", мой мозг не выдержал и я отправил Леонтьеву ту самую смс. Исторической справедливости ради стоит заметить, что на самом деле в Ижевске на тот момент было уже 5 часов, так как время там +1 к московскому, но я тогда этого еще не знал
.
Проехал по всему третьему маршруту, к моменту прибытия на ДС "Ул. Промышленная" освещение позволило хоть как то фотографировать:
ВМЗ-5298-22
2158 на Промышленной. Кроме него был замечен такой же
2156 и на одном из них я даже прокатился. Вот только на котором убей не помню
:
Трамваи на ул. Орджоникидзе и Ленина ранним утром и интересный остановочный павильон:
Ул. Ленина, налево - линия по ул. Халтурина, прямо - линия , которая должна была стать СТ:
При всем уважении к Ижевскому транспорту - СТ там не получилось
. Вдоль линии хилый полуметровый заборчик с отсутствующими в местах пересечения с пешеходными тропками секциями, единственный подземный переход, на который обратил внимание - заброшен. Заканчивется линия ДС "Ул. Ворошилова", рядом с которой находится свежепостроенная троллейбусная конечная "Дом моделей":
НЯП, связь с диспетчером:
ВЗТМ-5284.02
1340 и гармошка
2129:
Сразу после юзания этой самой ДС у меня в фотоппарате окончательно убились аккумуляторы, которые после Кирова зарядить было решительно негде. Учитывая тот факт, что по ряду причин заранее я впиской не озаботился, было решено заселиться и зарядить аккумуляторы в номере. Доехав до центра на троллейбусе, купил путеводитель с номерами телефонов гостиниц, сел на лавочку в каком то дворике и начал их обзванивать. Хочу предупредить всех кто соберется в Ижевск - с гостиницами в этом городе полнейшая жопа! Были предложены варианты либо за 400 рублей с подселением в десятиместный номер, либо от двух тысяч за одноместный в центре города. Поскольку меня не устраивало ни то ни другое, пришлось на свой страх и риск отправиться в гостиницу "Восточная", администратор которой порадовала по телефону тем что "Вообще свободные номера есть, но бронирования у нас нет: а вдруг Вы не приедете!"
Гостиницу на местности я нашел где то с пятого захода - она оказалась в двухэтажном здании посреди немаленького вещевого рынка, по соседству с его администрацией. Внутри на удивление все оказалось вполне цивильно, никаких таджикских таборов - гостиница как гостиница. Так что тем кто ищет гостиницу уже находясь в Ижевске, как я - наверно даже рекомендую
Со всеми этими хлопотами освободился только в 15 часов
Так как до трамвая от гостиницы топать было далековато, поехал в центр на троллейбусе, и даже не пожалел - линия по 40 лет Победы - Орджоникидзе проходит вдоль леса, напоминает тольяттинскую линию по Громовой - Механизаторов. Центр в Ижевске определен достаточно четко - рядом две одноименных конечных - трамвайная и троллейбусная. Каждая представляеет собой объезд вокруг квартала. Интересна Центральная площадь - начинаясь от Пушкинской улицы, она проходит
над улицей Карла Маркса - весьма необычно, до этого площадей на мостах встречать не доводилось.
Вид с Центральной площади вдоль ул. Карла Маркса на север:
И на юг:
От площади к Ижевскому пруду спускается аллея, внизу у воды установлен некий монумент, правда во время моего визита он был на реконструкции:
Памятник ижевским оружейникам на смотровой площадке над дамбой:
Собор Александра Невского:
На пруду кстати есть регулярное пассажирское сообщение "Ижевск-Воложка" осуществляемое судами типа "Москва". Пристань "Ижевск" находится, в нескольких сотнях метров от центра города на дамбе, к ней ведет весьма симпатичная аллейка.
Вид с пристани на город:
Несколько общих впечатлений от ижевского транспорта: в городе нет газелей на маршрутах. Совсем. Под конец второго дня был обнаружен один маршрут обслуживаемый пазиками. и один - обслуживаемый спринтерами. Еще заметил несколько коммерческих маршрутов, обслуживающихся большими автобусами, в основном корейскими. Навскидку все вышеперечесленное обеспечивает едва ли 10-15% перевозок в городе. Остальное - муниципальный автобус и электротранспорт. Трамвайная сеть представляет собой один замкнутый контур с несколькими "отростками". Стоит признать что сеть троллейбусная - гуще и интересней, особенно интересна восточная часть сети, представляющую собой длиннющую линию, образующую с основной сетью замкнутый контур. На этой линии равномерно распределены несколько ДС, маршруты спроектированы "внахлест". Кондуктора в ГЭТ и муниципальных автобусах работают в униформе. В коммерческих автобусах - тоже, но там униформа своя и выглядит совсем не так солидно. Реклама в салоне размещается в специальных рамках над стеклами, чтобы не отдирать потом наклейки от кузова. Над местом кондуктора на окне размещены специальные "номерки" - я находясь в Ижевске так и ниасилил для чего, уже позже на сттс выяснилось, что на них кондуктор выставляет номер последнего проданного в предыдущем рейсе билета - для КРС. Ну а про то, что ГЭТ в Ижевске работает как часы и состояние ПС идеальное думаю и говорить не стоит - факт общеизвестный, могу его лишь еще раз подтвердить.
Ижевские автобусы:
677:
Волжанин и 5256:
Коммерческий Hyundai:
Также имеется большое количество желтых(ау, Владлен Алексеевич!) НефАЗов разных годов поставки, но мне в объектив они попадали мало и неудачно.
Утром второго дня отвез сумку в камеру хранения на вокзал и отправился юзать линию 6 маршрута - самую "деревенскую" линию ижевского трамвая.
Вокзал ст. Ижевск:
Табличка недалеко от вокзала:
T3R.P
1006 на ул. Гагарина:
Трамваи на линии по ул. Колхозной и Автономной:
Кольцо "Огнеупорная ул.":
Перемещаясь по городу, по наводке Егора старательно высматривал памятник 677 на постаменте в местном АТП. Таки нашел
Самое интересное что стоит он филейной частью к улице, а мордой - на территории предприятия. Снять его нормально удалось только благодаря пониманию и просто удивительной адекватности охраны предприятия, за что ей огромное спасибо
Трамвайный гейт на ул. Магистральной:
Пересечение подъездного пути с путем(еще ЖД) к гейту:
После Автономной прошелся пешком по Магистральной и Маркса, на Маркса обращают на себя внимание надписи на домах, находящихся примерно в том же состоянии и статусе, что и деревянный центр Самары:
1003 на Магистральной
1128 и на ул. Карла Маркса:
РТ-4 заезжает в депо задним ходом:
Линия к ДС "Кинотеатр "Аврора" очень напоминает линию 3,21 маршрутов в Нижнем - так же проходит по дворам среди многоэтажек.
Во время прохождения ее хлынул настоящий ливень - вымок капитально и идти пришлось прямо по лужам. Благо недалеко от ДС обнаружилась еще одна отличная кулинария с пельменями и элементами культурной программы. Вообще подобная форма предприятий общепита в Ижевске достаточно распространена, все в которых мне довелось побывать были вполне беспалевны и с приемлемыми ценами.
Немного пройдясь по еще одной "деревенской" линии 2,7,9 маршрутов, направился к интереснейшей ДС "Буммаш" одной из основных ее особенностей является наличие нескольких тупиков для отстоя.
Тупики:
Общий вид ДС:
"Зебра":
К сожалению линию по Халтурина заюзать помешал очередной дождь, так что пришлось просто проехать по ней на трамвае и твердо решить вернуться в Ижевск еще раз
Когда вернулся в центр, уже начало смеркаться, трамвайная сеть была так или иначе заюзана полностью, поэтому решил прокатиться на 9 троллейбусе по длинной вылетной линии в пос. Машиностроителей. В общем ничего волшебного там я не увидел - самая обычная улица среди микрорайонов, да и ехал я на стоя на задней площадке набитого в час пик тролейбуса. Оттуда вернулся на троллейбусном нуле, прошелся немного по Новоажимова до остановки 36 автобуса. К сожалению все проходящие мимо 36-е были уже нулями, но что характерно - все ехали с пассажирами и остановками. Пропустив несколько 36-х, решил сесть в НефАЗ 11-го маршрута, на котором и доехал до конечной "Ул. Фурманова". В общем то обычная конечная на пятаке в частном секторе, но одной вкусной особенностью она все же обладает - находится на самой высокой точке некой протяженной возвышенности, и с нее открываются отличные виды в противоположные стороны вдоль оси улиц до конца города, и дальше на много километров. Это кстати вообще характерно для Ижевска - из многих точек даже в центре города видны находящиеся весьма далеко пригороды - город стоит на возвышенности. От конечной спустился к вокзалу пешком через частный сектор - километра полтора.
Покидал Ижевск я ранним утром на том же поезде "Киров-Казань", правда на этот раз билет в плацкарт мне все же достался