В середине ноября командировки вторично занесли меня в славный город Хабаровск. В прошлый раз я был там летом 2007-го, но тогда времени на хотя бы минимальное знакомство с местным электротранспортом не было вообще. В этот раз гостиница оказалась удачно расположенной на Амурском бульваре, по которому проходит одна из главных трамвайных линий Хабаровска, ведущая к железнодорожному вокзалу.
Топографическая схема исторического центра Хабаровска укладывается в четыре слова местной присказки: «Три горы, две дыры». Понимать это надо следующим образом: от набережной Амура отходит три более или менее параллельных друг другу холма, по гребням которым проложены три основные улицы: ул. Серышева, ул. Муравьева-Амурского (переходящая в Карла Маркса) и ул. Ленина. Вполне естественно, между этих трех гребней расположены две «долины», по которым пролегают два бульвара: Амурский и Уссурийский.
Фотка схемы центра Хабаровска с трамвайной остановки (маршруты общественного транспорта нанесены весьма бестолково, никакой легенды у карты нет вообще)
Холмы весьма и весьма крутые, соответственно поперечные улицы имеют пугающие уклоны. Это как если бы в Самаре Красноармейский спуск вдруг оказался ежедневно востребованным маршрутом для любого автомобиля, перемещающегося по центру. Зимой в Хабаровске я никому не посоветовал бы передвигаться на заднеприводном автомобиле. Впрочем, дороги здесь хорошие, улицы чистят, а машины сплошь японские – либо передне-, либо вообще полноприводные.
По поперечным улицам (кстати, очень трудно вбить в голову себе, что поперечные улицы на самом деле параллельны реке) пролегают и трамвайные маршруты.
Подъем от Уссурийского бульвара к улице Ленина:
Подвижной состав местной трамвайной системы удивляет своим разнообразием. Основную массу составляют, если не ошибаюсь, КТМ-5 с непривычными для самарца «гильотинными» дверями (сразу предупреждаю, что в моделях трамваев могу ошибаться и всячески приветствую поправки).
КТМ-5 в движении по Амурскому бульвару:
И на разворотном кольце перед железнодорожным вокзалом:
В небольшом количестве мне попадались на глаза новенькие трамваи, предположительно идентифицированные как петербургские 71-134А (Википедия подсказывает, что в Хабаровске их 10 штук, и это модификация АВН):
Также бегают и дряхлые, но живые вагончики, которые я не опознал вообще – вероятно, тоже какие-то старые КТМ:
Встреча прошлого и будущего:
Ну и еще немного фотографий из Хабаровска:
"Символическая" остановка трамвая, не защищающая ни от ветра, ни от дождя:
Трамвай на подходе к кольцу у железнодорожного вокзала:
Пути на кольце:
Предмет дорожной зависти: шестиполоска с разделительным ограждением и надземным переходом – и все это называется Ленинградский ПЕРЕУЛОК:
Троллейбусный парк в основном состоит из таких же, как в Самаре, ЗиУ-9 (вот везли-то их…), но в объектив ко мне они почему-то не попали:
К сожалению, под конец батарейка фотоаппарата села и схему трамвайных и троллейбусных маршрутов (6 шт. и 5 шт. соответственно) пришлось снимать на мобильный телефон. Отдельного упоминания заслуживает то, что в Хабаровске троллейбусы ходят в аэропорт (если не ошибаюсь, то же и в Екатеринбурге).
Названий остановок, конечно, не различить, снимал больше для того, чтобы запомнить принципиальную схему: "голова" "птички", на которую указывает красная стрелка, - это троллейбусное кольцо вокруг Комсомольской площади на набережной (откуда виден памятник Муравьеву-Амурскому с пятитысячной купюры), левое и правое "крылья" - соответственно южная и северная части вытянутого вдоль Амура Хабаровска, "хвост" - троллейбусная трасса в аэропорт: