Порядок регистрации: 1) регистрируетесь на форуме 2) посылаете свой ник на емайл rootaria гав gmail.com 3) мы вас активируем в ручном режиме в разумный срок. Увы - это защита от спама и вынужденная мера.

Текущее время: Вс авг 09, 2020 09:16

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 12 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Сб мар 13, 2010 21:20 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт апр 03, 2009 00:03
Сообщения: 619
Здравствуйте, друзья!

В этой теме я время от времени буду выкладывать информацию из архивов Самарской области, а также из разных (редких) периодических изданий, которые касаются жизни нашего региона в прошлом. Я постараюсь не делать сенсаций, а просто представить обозрению некоторые интересные сведения.
Орфография и лексические обороты сохраняются оригинальными.
Приглашаю всех к обсуждению.

1. ВЕРБЛЮДЫ В САМАРЕ
2 ноября 1890 г. городской думой вынесено следующее постановление относительно езды по городу на верблюдах:
"Езду на верблюдах во всякое время дозволить только в за-Самарской слободке, на косе р. Волги и у хлебных амбаров, не поднимаясь в гору, по городу же дозволить езду на верблюдах только с полуночи до 7 часов утра."

Журнал Самарской городской думы. 1890 г.


2. БЕЗЪИМЯНКА
В полпути между станцией Самара и станцией Смышляевка есть разъезд «Безъимянка» Самаро-Злотоустовской железной дороги, который находится на гладком ровном плато, называемом Под, на выгонной земле г. Самары

ГАСО. - Ф. 815. - ОП.2. - Д.8. - Л. 1-47 об. 1898 г.


Лично меня это удивило, всегда считал, что название "Безымянка" появилось во время войны.

3. НАШЕСТВИЕ ВОЛКОВ
В «Самарских губернских ведомостях» за 1878 г. №25 есть: «По собранным Самарским губернским статистическим комитетом сведениям, в Самарской губернии в течение двух последних лет истреблено волками следующее количество крупного и мелкого скота и других домашних животных:

Крупного (лошадей и коров) — 5875 в 1876 г.; 4894 в 1877 г.
Мелкого (жеребят, телят, овец, коз и свиней) — 56143 в 1876 г; 57993 в 1877 г.
Гусей и уток домашних — 21802 в 1876 г; 22668 — в 1877 г.
Собак дворных — 1088 в 1876 г; 958 в 1877 г.


4. СЕЛО РОЖДЕСТВЕНО
Село Рождественское (Рождествено тож) лежит на воложке за р. Волгой против Самары, верстах в 3,5 от города по прямому направлению. Село расположено на высоком незатопляемом месте, имеет одну церковь, коло которой помещается белое каменное здание, бывшая контора имения Ушаковой, бывшей владелицы окружных земель.
Недалеко от села стоит новое здание спиртоочистительного завода с большой фабричной трубой.
В далеком прошлом с. Рождественское принадлежало патриарху и имело населения 306 душ ( с 1640 г. - Е.П.).
В 1710 году было проведена перепись Рождественской волости.
До 1859 г.. село Рождественское принадлежало Е. В. Новосильцевой, а с этого года перешло к графу В. Н. Панину.
У села оканчивается большой почтовый тракт, идущий из Симбирска в Самару, который был обсажен с обеих сторон березами и обрыт канавами. Приехавшие из Симбирска в Рождественно лица перевозились в старое время в город на больших дощенниках.
В настоящее время через Волгу ходит с ранней весны до поздней осени паром, подходя весною вплотную к самому с. Рождествено, а в остальное время лета только только к той стороне Волги.

«Волга от Твери до Астрахани». Изд. Общества «самолет». 1862.. стр. 286.


От себя замечу, что до революций и некоторое время после, село Рождествено относилось к Симбирской (Ульяновской) губернии. Волга была большой преградой, это сейчас есть мосты и всякая связь, а сто лет назад- нет. Как это не странно, управлять селом было проще из Симбирска нежели из Самары. Также Мелекесс (Димитровград) входил в Самарскую губернию, Сызрань в Симбирскую, Энгельс в Самарскую (!).

_________________
Sodalibus in Samaratrans odservandissimis salutem plurimam dico.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Вс мар 14, 2010 02:20 
Не в сети
Администратор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср ноя 23, 2005 02:06
Сообщения: 12640
Откуда: Куйбышев / Самара
Павленко Евгений писал(а):
Волга была большой преградой, это сейчас есть мосты и всякая связь, а сто лет назад- нет.
Как это не странно, управлять селом было проще из Симбирска нежели из Самары. Также Мелекесс (Димитровград) входил в Самарскую губернию, Сызрань в Симбирскую, Энгельс в Самарскую (!).

Да она и сейчас большая преграда. Если рядом есть мост или ГЭС, тогда еще ладно, а если до ближайшего перехода ехать 100 км и больше, то... То же Рождествено до сих пор не имеет нормальной круглогодичной связи с Самарой. А Сызранский и Шигонский районы живут своей собственной жизнью, только "числятся" в Самарской области.

ЗЫ: Кстати, Энгельс тогда назывался Покровск.

_________________
"В тоннеле пахло выхлопными газами от тяжелых грузовых машин. Шофер ворчал, что грузовики теперь стали длиннее товарных вагонов, никак их не обойдешь, попробуй тут соблюсти график. И когда наконец выстроят второй тоннель?" © Л. Карлье


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Пн мар 15, 2010 16:39 
Цитата:
1. ВЕРБЛЮДЫ В САМАРЕ
2 ноября 1890 г. городской думой вынесено следующее постановление относительно езды по городу на верблюдах:
"Езду на верблюдах во всякое время дозволить только в за-Самарской слободке, на косе р. Волги и у хлебных амбаров, не поднимаясь в гору, по городу же дозволить езду на верблюдах только с полуночи до 7 часов утра."

Журнал Самарской городской думы. 1890 г.


Насколько я помню, есть и фотографии верблюдов в Самаре. Кажется на выставке коллекции Арнольда были хорошие фото. Но каталога на той высвке не было, так что найти фото не совсем просто.

Цитата:
От себя замечу, что до революций и некоторое время после, село Рождествено относилось к Симбирской (Ульяновской) губернии. Волга была большой преградой, это сейчас есть мосты и всякая связь, а сто лет назад- нет. Как это не странно, управлять селом было проще из Симбирска нежели из Самары.

Такой почёт в регионе оказывали только Волге. Более мелкие реки уже не считали серьёзными преградами. Например река Самара делила Самарский уезд. При этом железнодорожный мост открыли только в 1876 году, да и этот мост для местных поездок мало использовался. Постоянный шоссейный мост через Самару построили только в 1950х, а до того были только плавучие мосты и броды. Река Кама тоже не была границей губернии, хотя вероятно была грницей уездов. Так что такой почёт был только для Волги.

Цитата:
Энгельс в Самарскую (!).

В Самарскую губернию входил не только современный Энгельс. Граница дореволюционной Самарской губернии была гораздо южнее, по реке Еруслан, сейчас это уже вообще Волгоградская область.

А воообще эта история довольно любопытная. Дело в том что до создания Самарской губернии в 1851 Волга не была границей губерний. Николаевский и Новоузенский уезд до того входили в состав Саратовской губернии. А Самара и Ставрополь входили в состав Симбирской губернии. Причем Самарская Лука входила в состав Самарского уезда и Волга тогда не была даже границей уезда. После 1851 года Волга стала на большом протяжении границей губернии, ради этого даже забрали Самарскую Луку из Самарского уезда. Это было довольно любопытно, так как как раз в 1840х годах на Волге началось активное внедрение пароходов, поэтому перепрвы через Волгу должны были стать проще.


Вернуться к началу
  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Пн мар 15, 2010 16:50 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт апр 03, 2009 00:03
Сообщения: 619
pavelp1976 писал(а):
Цитата:
Насколько я помню, есть и фотографии верблюдов в Самаре. Кажется на выставке коллекции Арнольда были хорошие фото. Но каталога на той высвке не было, так что найти фото не совсем просто.


Похожие фотографии я видел на большущем стенде в главном корпусе Областной библиотеки.

_________________
Sodalibus in Samaratrans odservandissimis salutem plurimam dico.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Пн мар 15, 2010 17:00 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт апр 03, 2009 00:03
Сообщения: 619
Вот данные о Самаре 1907 года:

Самара: величина заселенной площади 1173 дес.
Улиц и переулков 68, протяжение 67 верст, площадей 6, размером 28 дес. Протяжение мощённых улиц 48 и тротуаров 120 верст.
Общественных садов 4, площадью 23 дес. Жилых строений: деревянных 7236, каменных 1910, крытых железом 2935 и деревом 6181.
Освещение: фонарей электрических 30, керосино-калильных 79, керосиновых простых 621.
Чмсло жителей 94680: русских 92%, малороссов - 1,5%, поляков - 1%, немцев - 1%, татар - 2,5%, евреев 1,5% и других народностей - 1,5%
Церквей - 28, учебных заведений средних мужских - 4, женских - 7, учащихся мужского пола 1443 и женского пола 2223, низших мужских 15, женских 13, смешанных 37, учащихся мужчин 4125, женщин 2764.
8 библиотек, больниц и приемных покоев 8 на 814 кроватей, 7 аптек, 14 аптекарских магазинов, врачей - 75, чайных и столовых 124, ярмарок 5, фабрик и заводов 90, фабричных рабочих 4486 чел., конно-железная дорога - 22 версты, 628 ломовых извозчиков, телефонных абонентов - 447.

Календарь Самарской губернии на 1907 г. Самара, 1907. С. 45.

_________________
Sodalibus in Samaratrans odservandissimis salutem plurimam dico.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Пн мар 15, 2010 17:56 
Павленко Евгений писал(а):
конно-железная дорога - 22 версты


22 версты(то есть примерно 23,5 километра) это похоже на глюк. У конки в Самаре было три линии. Основная линия это Старый собор(Хлебная площадь) - Молоканский сад(нынешний проспект Ленина), пригородная это Молоканский сад - Постников овраг и ещё небольшая вокзальная линия от основной до вокзала. Все три линии вместе это примерно 10-12 километров. Откуда могли взяться 22 версты даже не знаю.


Вернуться к началу
  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Пн мар 15, 2010 18:38 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт апр 03, 2009 00:03
Сообщения: 619
pavelp1976 писал(а):
Павленко Евгений писал(а):
конно-железная дорога - 22 версты


22 версты(то есть примерно 23,5 километра) это похоже на глюк. У конки в Самаре было три линии. Основная линия это Старый собор(Хлебная площадь) - Молоканский сад(нынешний проспект Ленина), пригородная это Молоканский сад - Постников овраг и ещё небольшая вокзальная линия от основной до вокзала. Все три линии вместе это примерно 10-12 километров. Откуда могли взяться 22 версты даже не знаю.


Однако оригинальный источник указывает на цифру 22 версты, можно предположить, что это ошибка 1907 года. Вопрос неожиданно интересный, постараюсь найти больше сведений на этот счет.

_________________
Sodalibus in Samaratrans odservandissimis salutem plurimam dico.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Вт мар 16, 2010 19:29 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср май 30, 2007 14:38
Сообщения: 422
Откуда: Самара
Протяжение сети всех линий с 1900 г. и до полного закрытия коночного движения было 12 верст (12,7 км).
http://www.ttu-s.ru/istoria.html#


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Вт мар 16, 2010 20:28 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт апр 03, 2009 00:03
Сообщения: 619
Laser писал(а):
Протяжение сети всех линий с 1900 г. и до полного закрытия коночного движения было 12 верст (12,7 км).
http://www.ttu-s.ru/istoria.html#


В данном случае я не доказываю обратное. Где-то ошибка. Знаете, по роду своей деятельности замечаю, один именитый историк допускает ошибку в той или иной публикации, а последующие исследователи эту ошибку копируют. Хотя в данном случае, Вы и Павел Пилецкий правы, протяженность линий вряд могла бы быть более 22 км.

_________________
Sodalibus in Samaratrans odservandissimis salutem plurimam dico.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Ср мар 17, 2010 15:32 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср май 30, 2007 14:38
Сообщения: 422
Откуда: Самара
Павленко Евгений писал(а):
протяженность линий вряд могла бы быть более 22 км.


Вы хотели сказать не более 12 верст!
Кстати, 12 верст = 12,8 км


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Чт мар 18, 2010 12:15 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт апр 03, 2009 00:03
Сообщения: 619
Laser писал(а):
Павленко Евгений писал(а):
протяженность линий вряд могла бы быть более 22 км.


Вы хотели сказать не более 12 верст!
Кстати, 12 верст = 12,8 км


Да, Вы правы, это описка.

_________________
Sodalibus in Samaratrans odservandissimis salutem plurimam dico.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Чт мар 18, 2010 17:44 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср май 30, 2007 14:38
Сообщения: 422
Откуда: Самара
Павленко Евгений писал(а):
один именитый историк допускает ошибку в той или иной публикации, а последующие исследователи эту ошибку копируют


Вполне возможно это была опечатка, вместо 12 напечаталось 22 :?:
К тому же длину линий мы то можем по Гуглу проверить :)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 12 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB